Примерное время чтения: 11 минут
487

Марат Башаров: "Жена с дочерью стали мусульманками"

"СИБИРСКИЙ цирюльник", "Ворошиловский стрелок", "Свадьба", "Тихие омуты", "Граница. Таежный роман", "Олигарх", "Ледниковый период", "72 метра", "Холостяки", "Родственный обмен"... На счету 30-летнего Марата Башарова уже больше 30 кино- и театральных работ. И трудно представить, что еще пятнадцать лет назад этот человек даже не помышлял о сцене и актером стал совершенно случайно. Башаров был студентом юрфака МГУ, когда его сводный брат (театральный критик), кстати, всегда ругавший Марата за нелюбовь к чтению, предложил ему попробоваться на роль в спектакле "Кентервильское привидение" театра "Современник". Так страна потеряла Башарова-юриста и приобрела Башарова-актера.

Мальчик-девочка

- МАРАТ, правда, что вы недавно открыли дорогу в кино одной актрисе, как когда-то это сделал для вас ваш брат?

- Эта актриса еще ребенок. Павел Лунгин нашел мальчика для съемок в "Свадьбе", но у того перед съемками началась ветрянка, и мы остались без "актера". А у моего бывшего одноклассника есть дочка - потрясающий ребенок. И я предложил Павлу Семеновичу попробовать ее на эту роль. Он говорит: "Зачем мне девочка, мне пацан нужен". "Так давайте сделаем из нее мальчика". "Ну, приводи". Девочку зовут Нина, а я звал ее Ким Бэйсингер, потому что у нее длинные светлые волосы и очень красивые глаза. Мы пришли к Павлу Семеновичу, и он спрашивает: "Нина, ты сниматься будешь?" - "Буду". "А ты знаешь, что тебе придется постричься наголо?" Нина подумала и отвечает: "Ну, хорошо". И тут Павел Семенович задает решающий вопрос: "А ты знаешь, что тебе придется играть мальчика?" После некоторой паузы Нина спрашивает: "А вы деньги заплатите?" "Конечно, ты заработаешь деньги, как настоящая актриса". И Нина прекрасно справилась со своей задачей. По сценарию у ребенка не было слов, но Нина, будучи очень бойкой девочкой, внесла свои коррективы. Когда я взял ее на руки, она сама решила спросить: "Ты кто? Ты папа?" Я от неожиданности растерянно ответил: "Да, я папа", - и этот дубль так и попал в фильм. Но что касается дороги в кино... После "Свадьбы" Нину пригласили сниматься в рекламе, но она снова начала импровизировать на площадке, и режиссер этого не потерпел. Возможно, это к лучшему. Если она захочет стать актрисой, то решит это сама.

- Всегда хотела узнать, как снимаются в кино застолья. Киношная гулянка переходит в настоящую?

- Обычно в первый день съемок накрывают стол, выкладывают продукты, и мы их с аппетитом уплетаем. На второй день блюда начинают портиться, но мы все равно делаем вид, что все вкусно, и продолжаем есть... На "Свадьбе" такого не было, потому что каждый день нам накрывали столы местные жители (съемки проходили в шахтерском поселке под Тулой). Они знали, что будут сниматься "за столом на свадьбе", и приносили с собой из дома грибочки, соленья, самогонку и от души угощали нас. Как раз на время съемок пришелся день рождения нашего оператора Саши Бурова, и два дня мы не работали, так как местные жители случайно узнали об этом. Саша пытался отнекиваться, потому что он, во-первых, просто не пьет, а во-вторых, не пьет на работе, но отказаться было невозможно. У него отобрали камеру и сказали, что вернут только после дня рождения. Дальше сопротивляться было бесполезно. Саша выпил, вся съемочная группа тоже выпила за его здоровье, и два дня мы гуляли в местном Доме культуры, проводили конкурсы, играли в шарады, танцевали. В общем, было очень весело.

- Но в вашей карьере были не только веселые съемки. Как вы готовились к работе в "72 метрах"? Общались с подводниками, погружались под воду, жили в военном городке?

- В Севастополе, где проходили съемки погружения и всплытия лодки, мы с Андреем Краско попросили командира субмарины взять нас на очередное погружение. Он не возражал, и мы понаблюдали, как выглядит внутренний мир подлодки в реальности, как подводники общаются, какие у них жесты, привычки. Все было интересно и... по-настоящему страшно.

Кроме того, мы снимали в Видяево на подлодке "Кисловодск", которая ходила на задание вместе с "Курском". Только "Кисловодск" вернулся, а "Курск" - нет. На центральной площади небольшого Видяево есть известный бар "Якорь". Все подводники, когда возвращаются на берег, первым делом заходят в этот бар и выпивают за возвращение. Командир "Кисловодска" нам рассказывал, что в тот день ребята из его команды как обычно отправились в "Якорь", посидели там немного и, не дождавшись команды с "Курска", решили расходиться. Когда они вышли из бара, то увидели, что вся площадь усыпана черными воронами. А ведь на Севере не бывает ни ворон, ни синиц, ни других привычных для средней полосы птиц - только бакланы. И тут же стало известно, что с "Курском" нет связи. В этот момент ребята поняли, что с лодкой что-то случилось.

Шалун

- ВЫ ДВАЖДЫ снимались у западных кинематографистов ("Стекло"- Великобритания, "Чешуя" - США). Чем отличается работа актера у нас и на Западе?

- У нас работа в кино - это творчество, а там только индустрия и технология. Там не принято общаться за кадром, вместе что-то обсуждать, шутить. Съемки фильма на Западе напоминают конвейер, где каждый знает свое место и дело, и совершенно нет места импровизации. Это совсем не мой стиль работы.

- В театре у вас тоже хватает творчества. Кто вас учил танцевать стриптиз для спектакля Ladies Night?

- Нас готовил профессионал по стрип-шоу, а танцы мы изучали в институте, поэтому особых проблем не возникло. Вот только к одежде для стриптиза приходилось привыкать, потому что двигаться в ней так же резко и широко, как в обычной, просто нельзя - она разлетится на части. Когда спектакль только вышел, раздеваться догола мы не решались - периодически кто-нибудь из нас запутывался в халате, и могли случиться самые неожиданные повороты. Поэтому нам приобрели трусы-стринги телесного цвета, в которых мы отработали первые пятнадцать спектаклей. Ну, а потом стали выступать без "страховки".

Когда мы начали репетировать этот спектакль, продюсеры оформили для нас годовые абонементы в очень дорогой фитнес-клуб, где тренеры приводили нас в надлежащую форму. Жаль, что теперь, спустя два года, мы немного заплыли жирком. А на премьере все были стройными, подтянутыми и загорелыми.

- Как ваша супруга Елизавета отнеслась к публичному стриптизу мужа?

- Прекрасно. Наши жены ведь, как жены декабристов, всегда с нами. Лиза присутствовала на репетициях, все видела и была полностью посвящена в процесс. Маме тоже спектакль понравился. Она была на премьере, и когда я крикнул: "Мама, это я!", она из зала помахала мне рукой и ответила: "Я здесь, сынок". Хотя, честно говоря, я немного волновался - в начале спектакля тексты такие...

- Действительно, "на грани".

- Да, и я не знал, как она отреагирует. Но мама осталась довольна, смеялась так, что на следующий день у нее пресс болел.

- Мама у вас строгая?

- Ремня я получал часто. Поэтому могу сказать, что воспитывали меня достаточно жестко, причем сторонницей таких методов была в основном мама, а папа защищал. Дело в том, что в школе я был шалуном, а дома - пай-мальчиком, и когда мама ходила на родительские собрания, ей открывалась вся правда. Собрания проходили, как правило, на первом этаже школы, и мы с другом бегали к окнам класса послушать, что про нас говорят. Чаще всего ничего хорошего не говорили, и тогда мы разбегались по домам. Я вытирал в квартире всю пыль, мыл полы не только дома, но и на лестничной площадке, и мама, подходя к двери, наступала на мокрую, аккуратно расстеленную тряпку. Это ее немного смягчало, но наказания было не избежать.

- А в какой момент ремень оказался не нужен?

- Ни в какой. Иногда я и сейчас понимаю, что он бы не помешал. Я боготворю свою маму и очень благодарен ей за то, что она так меня воспитала. Думаю, что если моя дочь когда-то будет "перебирать", то, конечно, не ремнем - все-таки девочка - но шлепком я постараюсь остановить ее.

Новый дом

- НАСКОЛЬКО я знаю, вы недавно обзавелись собственным домом. Кто занимался его обустройством?

- Мы приобрели готовый дом без чистовой отделки, и у нас был немалый простор для творчества. Мы покупали множество журналов по интерьерам, вырезали из них интересные фотографии, а потом наняли бригаду мастеров, которой руководил дедушка - скульптор по образованию. Он посоветовал нам не смешивать разные стили, а лучше выбрать некую единую идею, и без всяких компьютеров нарисовал нам то, что ему показалось уместным. Мы посмотрели на его предложения и решили больше не вмешиваться в этот процесс, доверившись ему полностью.

- Новый год встретили в новом доме?

- Я почему-то никогда не любил Новый год, хотя всегда к нему готовился. Мне нравилось, когда к нам приходили гости, но родители всегда считали, что это праздник семейный, поэтому родственники не радовали нас своим присутствием, и сами мы никуда не ходили. Зато я до сих пор люблю дни рождения. За подарки.

- Вспомните самый дорогой для вас подарок.

- Мы жили небогато, и моей мечтой долгое время оставалась игрушечная железная дорога. Но ее, во-первых, было непросто найти, а во-вторых, она очень дорого стоила. И мы с мамой решили, что сдадим в комиссионку санки и новые кроссовки, которые мне привезла из Чехословакии тетя. И то, и другое очень быстро купили, мама добавила немного денег и смогла приобрести мне железную дорогу. Я стал мастерить для нее из дерева всякие мостики, стрелочки, а так как моим увлечением было радиодело, совершенствовал многие механизмы. Например, сделал так, что паровоз останавливался не резко, а постепенно.

Ниххах

- ВЫ - МУСУЛЬМАНИН. А ваша жена с дочерью какой веры?

- Лиза вместе с Амели недавно приняли мусульманство. Это похоже на процесс Крещения в христианстве - в дом приходит мулла, собираются родственники, готовится еда. Мулла читает молитву, дает ребенку имя - нарекает его и совершает обряд, который означает посвящение в мусульманскую религию. А если говорить о воспитании дочери в наших традициях, то я бы доверил этот процесс маме. Мне очень хотелось бы, чтобы она обязательно научила Амели готовить. Ведь мама, помимо того что отлично знает национальную татарскую кухню, еще и повар по образованию. Еще я хочу, чтобы она научила дочь говорить по-татарски. Меня удивляют люди, называющие себя татарами и совершенно не знающие своего родного языка.

- Свадьбу с Лизой вы тоже отмечали по татарским национальным традициям?

- Русские и татарские свадебные традиции не сильно отличаются - также все собираются за столом, иногда даже напиваются. Только после татарской свадьбы обязательно совершается обряд ниххах - это как венчание. Он проходит сначала в мечети, потом дома, где молодая жена должна разлить всем гостям чай. Еще у нас есть очень интересный обычай, когда мулла спрашивает у невесты: "Что ты хочешь?" - и она может назвать все что угодно. Естественно, разумные девушки называют более или менее реальные вещи, потому что потом мулла спрашивает у жениха: "Сколько тебе нужно времени, чтобы ты это ей дал?" В этот момент все родственники ждут, какой срок будет назван, потому что, чем он меньше, тем жених более состоятелен и тем больше он любит эту девушку. После ответа отказываться уже нельзя. Потом мулла спрашивает у жениха: "Что будет, если по истечении этого срока ты не выполнишь пожелание невесты?" - и здесь нужно назвать то наказание, которое ты сам на себя возложишь или которое тебе пошлет Аллах. Как правило, такой обряд становится своего рода брачным контрактом.

- Что пожелала Елизавета?

- Не скажу, пусть это останется между нами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно