В ЛОНДОНЕ шумная премьера. В легендарном театре "ОЛД ВИК" оскароносный Кевин Спейси поставил комедию "Клоака". Сюжет оригинальностью не отличается: четыре англичанина-холостяка и русская проститутка. В роли русской проститутки - литовская звезда Ингеборга Дапкунайте. И это уже похоже на амплуа.
СНЯТЬ "Клоаку" на видео пока невозможно, английские продюсеры так охраняют авторские права, что прессу пустят в зал только на последний спектакль. Но, как говорится, дорого яичко в пасхальный день. Странные они - воротилы шоу-бизнеса, и Ингеборга с этим согласна, правда, только в разговорах с нами. Согласно контракту, ее жизнь ей не принадлежит - все расписано по минутам: ежедневные репетиции, ежедневный инструктаж по технике безопасности, восемь спектаклей в неделю, а интервью - только в присутствии агента и только на строго определенную тему - "Моя жизнь в театре "ОЛД ВИК". Ни слова о том, что было и что будет и как ей там, за границей. "Но мы же свои, - эмоционально воскликнула актриса, - и прогуляться по Лондону нам никто не помешает. Эти два часа будут наши". Почти бегом от метро до театра, нарушая контракт, - короткая прогулка Ингеборги Дапкунайте специально для Романа Ваялкина, Дмитрия Сапуна и зрителей канала СТС.
Пошли...
ОНА живет в Лондоне, но адрес скрывает. Частная собственность. Она замужем за известным режиссером. Но никаких комментариев. Брачный контракт. Она звезда одного из театров, но никаких съемок. Авторские права. За 11 лет жизни в стране, где нет ничего общественного, Дапкунайте научилась охранять приватную жизнь от посторонних глаз.
- Вы любите пешие прогулки?
- Как ни странно, я не очень люблю их автобусы. Только иногда. Больше привыкла кататься на метро. Я знаю его очень хорошо. Для меня это как дважды два - четыре. А такси, как вы, может быть, знаете, в Лондоне отличное. Но больше всего я люблю ходить пешком. Как можно больше, если погода позволяет. Очень люблю это дело.
- А как вы отдыхаете?
- Есть какие-то вещи, которые мне очень нравятся и к которым я привыкла. Например, я всегда читаю воскресные газеты, очень их люблю. Они огромные такие, и там есть все для всех. Я всегда так отдыхаю в воскресенье.
- Вас не раздражают излишняя нарочитость и вежливость в характере англичан или за время жизни в английской столице вы к ним привыкли?
- Я бы не рассматривала особенности человеческого характера с точки зрения национальности. Сама я литовка и очень много работаю в России. И, может быть, из-за того, что постоянно кочую, для меня нет такой проблемы. Да, есть какие-то общепринятые вещи, например, перед тем как прийти к кому-то в гости, надо позвонить. Но это нормально. Так же, как и запись в дневнике даты, когда ты с подругой встречаешься. Но и в Москве сейчас то же самое. Потому что все занятые люди. У меня нет такого разделения, что вот эта черта характера - чисто английская. Да, они говорят: "Hello! How are you?" Но и по-русски говорят: "Привет, как дела?"
- Можно сказать, это не особенности англичан, а особенности самого города и его жителей?
- Не знаю, но для меня Лондон - очень интернациональный город. Среди моих друзей есть и израильтяне, и итальянцы, и французы. Полно всяких друзей. И они живут здесь уже много-много лет. И ни они, ни я не наталкивались здесь на какие-то очень жестокие английские правила: вот это можно, а это нельзя. Конечно, бить человека палкой по голове нельзя. Но это и нигде нельзя.
...идем...
ОНА всегда сверкает улыбкой. И настроение ни в счет. Английская доброжелательность. Она никогда не опаздывает. И пробки - не оправдание. Английская пунктуальность. Она всегда извиняется, если наступят на ногу. И туфли не жалко. Английская вежливость. За 11 лет жизни в стране, где хорошие манеры - вековое наследство, Дапкунайте научилась совмещать традиции и целесообразность.
- Кататься на метро - тоже ваша традиция?
- На метро я езжу еще потому, что там очень удобно краситься. У меня так распланировано все время, что дома на это времени совсем не остается. А в метро я всегда смогу накраситься, наложить макияж. Все мои друзья до сих пор с ума сходят от одной только мысли, что я могу ткнуть себе в глаз тушью. Но пока ведь не ткнула! А вообще, я могу краситься где угодно. И метро - мое самое любимое место для этого. Хотя, конечно, можно краситься и в такси.
- У вас такой бешеный ритм жизни?
- Мой ритм жизни построен на моем графике. У меня восемь спектаклей в неделю, я играю каждый день, а в среду и в субботу - по два спектакля. Ну а в воскресенье у меня заслуженный выходной. Так и живу.
- У вас такой плотный график, что совсем не остается времени на личную жизнь. Вы сознательно прячетесь за своей работой?
- Не думаю, что сознательно куда-то прячусь. Я просто реально живу в таком расписании, а сознательно прятаться - нет для этого причин. Вот, например, сегодня у меня есть день. Я проведу его с вами. Потом я отыграю спектакль и примерно в полночь вернусь домой. Завтра - два спектакля. Послезавтра еще какие-то дела. А в воскресенье буду читать свои газеты. И никуда прятаться не собираюсь. Я буду просто сидеть дома и читать газеты. Нужно же когда-то побыть и в тишине.
- Вы все выходные проводите дома за чтением воскресных газет или есть еще какие-то развлечения?
- Да нет, не всегда сижу дома. Может, в какой-то выходной сяду в поезд, доеду до Парижа, встречусь со своей сестрой. Может, в другой выходной целый день пролежу в постели. Еще в другой выходной могу сходить в гости, на футбол, может, кино посмотреть. Единственное, что здесь нельзя сделать в воскресенье, - это сходить в театр, потому что театры в воскресенье не работают.
...пришли...
ОНА не ловит на себе любопытные взгляды. Это не Москва. Но тем проще. Она обречена играть иностранок. Это предательский акцент. Но тем интереснее. Она скована жестким контрактом. Это необходимость. Но тем больше гонорар.
За 11 лет жизни в стране, где театров больше, чем зрителей, Дапкунайте никогда не была без работы.
- В английском театре есть какие-нибудь свои странные правила?
- Ну, например, актерам за кулисами нельзя есть апельсины, потому что от них стоит очень сильный запах. И нельзя есть известнейшую английскую еду под названием "Фиш энд чипс", потому что слишком воняет. Вот такие странные правила английского театра. Но, как ни странно, в театре висит старая картина в виде зеркала. Она показывает, сколько раньше людей стояло на балконах, и даже в партере стояли люди. Они все ели апельсины и бросали на пол кожуру. Поэтому в театрах все время был запах апельсинов.
- Что вы сейчас играете?
- Я играю... Я играю проститутку. Не знаю, почему такие роли иногда получаю. Но вообще я разных проституток играла в своей жизни: и дорогих, и дешевых, всяких-разных. Но это же просто профессия. Люди разными делами занимаются - тем, тем, тем. Это все как раз таки нормально.
- А еще вы все время играете иностранок. Не обидно, вы же уже почти коренной житель?
- Если бы в Москву приехал английский актер, выучил бы русский язык, как вы думаете, что бы он играл? Думаете, он играл бы дядю Ваню? Кто бы ему дал играть дядю Ваню с его английским акцентом! Он играл бы какого-нибудь англичанина. Так почему кто-то должен давать мне роль неиностранки, когда есть как минимум десять человек, которые могут сыграть это без всяких усилий? Конечно, мне, как актеру, очень интересно играть разные роли. Но я не вижу причин, чтобы так надрываться. И я ни на кого за это не обижена.
- Вам интересно здесь жить?
- Мне безумно интересно жить в Лондоне. Я играю в театре, где играли Питер О'Тул, Кевин Спейси, Лоренс Оливье, Вивьен Ли, Ричардсон. Все-все. Когда мы выходим после спектакля, у нас просят автографы, говорят нам, какие мы все прекрасные. А те, кому какой-то спектакль не понравился, все равно ничего плохого не скажут, потому что люди очень вежливые.
Welcome, или посторонним вход воспрещен
СТРАННЫЕ эти звезды, странные. Вот кажется, что готов к любым неожиданностям на съемочной площадке, к любым звездным капризам. Однако наши "светила" не перестают удивлять. Даже за границей.
Еще на стадии переговоров Ингеборга Дапкунайте, последние 11 лет живущая в Лондоне, через агента дала понять, что она - настоящая мировая величина и привыкла работать, четко следуя контракту. Нам отводилось не больше четырех часов с перерывом на обед. Ровно 25 минут. Места и характер съемок должны быть особо оговорены. В личные апартаменты Дапкунайте журналистов не допускает. Максимум, на что мы могли рассчитывать, - съемки в легендарном театре "ОЛД ВИК". Там актриса занята в роли русской проститутки. Театр, которым руководит оскароносный Кевин Спейси, тоже поспешил выдвинуть свои условия, главное из которых - съемки спектакля запрещены.
"Я задержусь на пять, максимум семь минут", - раздался звездный голос в моем телефоне. Ответить не удалось, что-то загрохотало. Это тронулся поезд метро. Дапкунайте предпочитает передвигаться по Лондону исключительно под землей.
Из сабвея Дапкунайте, как и подобает звезде, вышла с царственной улыбкой. Короткое знакомство - и быстрее к делу. Мотор. "Стоп. Съемка не начнется, пока камеру не поднимут выше. Сверху я лучше выгляжу", - не требующим возражения тоном заявила актриса. И сверкнула обворожительной улыбкой. Дапкунайте вообще все делала с улыбкой.
С улыбкой она отказывалась отвечать на неудобные вопросы, с улыбкой требовала перерыва и убегала от нашего оператора Романа Ваялкина. Так мы и пробежали с ней от Грин-парка, через Букингемский дворец, мост Ватерлоо к театру "ОЛД ВИК".
Складывалось впечатление, что талантливая киноактриса незнакома с технологией телевизионных съемок. Или просто, что называется, "дает звезду". Ее настроение кардинально менялось каждые десять минут. То она отказывалась выполнять наши просьбы и требовала прекратить съемку, то охотно делала все.
Служащие легендарной сцены тоже все делали с обворожительной улыбкой. Welcome. Только на сцене репетиция, туда нельзя; буфет не работает, извините; в гримерке тоже снимать не разрешается. Вот она, английская доброжелательность, решили мы и отправились было в гостиницу, не дожидаясь оговоренных соглашением четырех съемочных часов. Настроение нашей героини между тем значительно улучшилось. К удивлению всей съемочной группы, Дапкунайте решила компенсировать наши моральные затраты отличным кадром. Она забралась на крышу театра, чего не проделывал в старинном театре еще никто, и оттуда приветствовала зрителей СТС. Финал этого дня и нашего сюжета получился эффектным. А в нашей работе, как и в любой другой, главное -результат.
Думаю, что, посмотрев этот материал, зрители увидели Ингеборгу Дапкунайте веселой, доброжелательной, довольной собой и жизнью. Она умеет это играть лучше, чем кто бы то ни было. Какой увидели ее мы - осталось за кадром. Какая Дапкунайте на самом деле - так и будет загадкой.