ПО НЫНЕШНИМ меркам Николай Лукинский женился рано - в 19 лет. И наперекор статистике, которая утверждает, что студенческие браки быстро распадаются, живет с супругой четверть века. При этом уточняет: "Это только в браке мы состоим 25 лет, а знаем друг друга все 38".
- МЫ ВМЕСТЕ учились в Новосибирске с первого по десятый класс. Я влюбился в Иру с первого урока. Помню, учительница стала проверять, кто как умеет читать. Все в классе читали по слогам, и только Ира делала это очень хорошо, как взрослая. Она сразу оказалась в центре внимания. На то, чтобы завоевать ее расположение, пришлось потратить восемь лет. Парой мы стали только в старших классах.
Ирина: Коля оказывал мне трогательные знаки внимания. Он серьезно занимался боксом, ездил по всей стране на юниорские соревнования и всегда привозил разные подарочки: фарфоровую куклу, которая у нас потом сидела на свадебной машине, кружечку с гравировкой: "Любимой девушке на память". Многие вещи с тех времен до сих пор хранятся в нашей семье.
А однажды зимой мы договорились после уроков встретиться. Но были такие сильные морозы - ниже 30 градусов, что я подумала: "Какая может быть прогулка? Наверняка Коля останется дома". И очень удивилась, когда он позвонил из уличного таксофона и сказал, что окончательно замерз, потому что ждет меня почти час.
В очереди за колбасой
Николай: Сразу после десятого класса Ира с родителями переехала в Смоленск, где поступила в медицинский институт. Я поступил в Новосибирске в Институт инженеров морского транспорта. Но через год понял, что совершенно не представляю своей жизни без Иры. Поэтому перевелся в Смоленск и второй курс заканчивал уже там. На третьем мы с Ирой поженились.
Родственники на свадьбу съехались в Смоленск со всей страны: из Новосибирска, Ленинграда, Феодосии. В Смоленске есть традиция, которая называется "забросить зайца". Свадебному кортежу перегораживают дорогу, и если не нальешь каждому 100 грамм, машину не пропустят. Мы сначала очень радовались, когда нас останавливали, потому что примета хорошая, но потом поняли, что, если и дальше дело пойдет в таком темпе, не видать нашим гостям спиртных напитков. Два дня гуляли в ресторане "Смоленск" - спасибо родителям, оплатили все расходы.
Вскоре после свадьбы родилась старшая дочь Ольга. Нам было по 20 лет, на дворе 1982 год, и за продуктами огромные очереди, в том числе за колбасой. К счастью, родителей с детьми пропускали без очереди плюс вместо положенного одного килограмма колбасы давали два. Я этим пользовался и всегда в магазин брал с собой грудную Ольгу. Очередь, конечно, возмущалась: "Молодой человек, уйдите! Как вам не стыдно, ведь это не ваш ребенок! Где вы его взяли?" - "Как не мой? Всю ночь рожал, весь измучился!" - "Зачем такому маленькому ребенку колбаса?!" - "Знаете, как она ест колбасу?! Вы себе даже представить не можете!"
- А где вы жили?
Николай: До окончания института вместе с родителями Иры. Потом я служил в армии, в Чечне. Всей семьей отправились в Моздок. Там условия были, мягко говоря, не ахти. Зато в дальнейшем нам крупно повезло. После армии мы уехали в родной Новосибирск, где я должен был работать по специальности, преподавать в училище информатику. И буквально через два месяца после приезда мне дали двухкомнатную квартиру в новостройке. В Новосибирске у нас родилась младшая Даша.
В то время я преподавал в училище, параллельно руководил самодеятельностью и еще выступал с сольными концертами.
Со временем артистическая деятельность перевесила все остальные. Мы решили перебраться обратно в Смоленск, поближе к Москве. Семь лет я ездил из Смоленска в Москву на поезде, чтобы участвовать в концертах. А ехать надо было ни много ни мало семь часов в одну сторону. Снять квартиру в Москве мы себе позволить не могли. Это был непростой период.
Тапочки для покойника
- ИРИНА, не было страшно за финансовое благополучие семьи, когда Николай уходил на вольные творческие хлеба?
- Нет, потому что Николай, занимаясь эстрадой, одновременно использовал любую другую возможность, чтобы обеспечить семью. Например, он был "челноком".
Николай: У меня в Смоленске на рынке стоял человек, который торговал джинсами. Я ездил в Турцию, Румынию, Польшу. Умудрился даже открыть в Смоленске пункт обмена валюты. Правда, его закрыли через две недели, потому что вышел указ о закрытии частных обменных пунктов. Потом открыл продуктовый магазин, который просуществовал ровно три месяца. Надо признать, что таланта бизнесмена у меня нет. Со мной постоянно происходили какие-то передряги. Однажды в Румынии обокрали до нитки.
Ирина: А помнишь, как ты из Египта привез несколько десятков тапок, как потом выяснилось, для покойников? Ты не подозревал, что они одноразовые.
Николай: Да, дешевые такие - по три доллара пара.
Ирина: Люди покупали, а у них тут же отваливалась подошва.
Николай: В них только в гробу лежать было можно, а ходить нельзя.
- Почему у вас еще нет на эту тему номера?
Николай: Номера нет, но Лион Измайлов написал об этом рассказ. Кстати, именно Лион и стал моим крестным отцом на эстраде. Мы с ним давали совместные концерты. Он помог перебраться в Москву.
Ирина: Первый год мы снимали в Москве квартиру. А потом друзья Коли без каких бы то ни было просьб с нашей стороны скинулись и одолжили нам деньги на покупку жилья.
Николай: Мы продали квартиру в Смоленске, прибавили к этому свои скромные сбережения. Но все равно получилась только половина суммы. Недостающую часть и одолжили друзья. Причем без всяких процентов, да еще сказали: "Отдашь, когда сможешь". После покупки квартиры мои дела пошли резко в гору, и с долгами удалось рассчитаться за полтора года.
Спал на лекциях
- НИКОЛАЙ, а какой вы отец? Например, пеленки для дочерей стирали?
- И стирал, и гладил. Когда Ольга родилась, я был необыкновенно счастлив. Сидел у кроватки и не мог поверить, что это наш ребенок. Просто не укладывалось в голове.
Вообще Ольга редко лежала в кроватке, она почти не сходила у нас с Ирой с рук. Разбаловали, первый ребенок - чуть слезы, сразу на руки. Она и привыкла. Поэтому уложить ее в кровать было непросто. После ночных баюканий я днем в институте засыпал на лекциях.
На самом деле у меня просто какая-то страсть к маленьким детям. Причем с раннего возраста. Помню, десятилетним школьником с удовольствием играл с трех-четырехлетними. Мне отец часто говорил: "Что ты с этой мелюзгой возишься?" А мне с ними было интересно. Причем до сих пор, если вижу маленького ребенка, у меня проявляются самые лучшие эмоции.
Ольга (старшая дочь): У нас есть друзья, у которых маленькие дети. Папа все время говорит: "Пойдем к Леше в гости". "Зачем?" - спрашиваю. "Ну как зачем? С детьми поиграешь!" Я этого не понимаю - зачем мне эти дети?
- Ольга, обычно старшие дети очень расстраиваются, когда узнают, что в семье появится еще один малыш. Ревнуют, боятся, что им будут меньше уделять внимания.
- Наоборот, я сама постоянно просила у мамы сестренку. Даша родилась, когда мне было 6 лет. Маму положили в больницу за неделю до родов. И мы с папой каждый день туда ходили, чтобы посмотреть на нее через окно палаты. Видно было плохо, потому что этаж был высокий. И всю неделю я постоянно спрашивала: "Папа, а маленький уже есть?"
- У Ольги и Даши характеры сильно различаются?
Николай: Ольга в 6 лет пошла в школу, а читать начала в три года. Наверное, это у нее от Иры. Мы привыкли, что она очень быстро стала самостоятельным человеком. Про младшую Дашу не могу сказать то же самое. Приходится больше беспокоиться, она более легкомысленная. Ольга закончила школу с золотой медалью, поступила в медицинский институт на бесплатное отделение. Благополучно закончила, сама нашла себе работу. Она знает иностранные языки, хочет получать второе высшее образование.
Ирина: Ольга всегда удивительно четко отличала плохое от хорошего. Бывают такие скользкие моменты - например, семья смотрит фильм и там эротическая сцена. Она, будучи ребенком, под каким-то предлогом деликатно выходила из комнаты.
Николай: У нее барьер к сквернословию. Ни разу от нее не слышал какого-нибудь ругательства. Я, например, помню, что мог прийти из садика и огорошить родителей новым словечком, не понимая, что это ругательство. С дочкой этого никогда не случалось.
- Вы продолжаете помогать Ольге материально?
Ольга: Каждый день спрашивают: "Деньги есть?" Чаще всего они у меня есть, но иногда помощь папы бывает совсем не лишней.
Николай: Ольга - молодец, сама хорошо зарабатывает. Мало того что лечит зубы, еще делает переводы медицинской литературы с английского языка.
Венчались через 18 лет
- НИКОЛАЙ, в разлуке с Ириной вы отдыхаете друг от друга или начинаете скучать?
- Мы надолго в жизни никогда не расставались. За исключением того момента, когда Ира переехала из Новосибирска в Смоленск. Тогда не виделись полгода. Не было финансовой возможности сесть в любой момент на самолет и прилететь к любимой девушке. Но на зимние каникулы я все-таки выпросил у мамы денег, купил билеты на самолет до Москвы, а потом на поезд до Смоленска. Когда я в Москве сел в поезд, у меня от ожидания встречи сердце буквально выскакивало из груди. Это был ночной поезд, но я так и не лег спать. Стоял в тамбуре, смотрел в темное окно. И думал, что каждый промелькнувший столб делает меня ближе к Ире.
Я не понимаю, когда говорят, что муж и жена должны друг от друга отдыхать. Муж и жена должны быть вместе.
Ирина: Мы, правда, не любим расставаться. Всегда только вместе ездим отдыхать. Вот даже сюда, в спортивный клуб (интервью проходило в спортклубе. - Прим. авт.), ездим на одной машине, хотя у каждого есть своя.
Ольга: У нас в семье принято звонить друг другу по несколько раз в день. Дело не в том, что кто-то кого-то контролирует. Просто нужно знать, что с родными людьми все в порядке, они живы и здоровы.
- И все же любые, даже самые прочные отношения бывают подвержены кризисам.
Николай: Конечно, не всегда все бывало гладко. Если бы я, когда женился, был как сейчас, верующим человеком, то можно было избежать этих кризисов. От всего есть лекарства. Есть опыт прошедших поколений. На все вопросы давно есть ответы. Надо только не стесняться их спрашивать.
- Вы венчались?
Николай: Да, в 1998 году. Через 18 лет после нашей свадьбы. По идее, надо было обвенчаться в тот же день, когда зарегистрировали брак. Но тогда было другое время. Не было веры, хотя я был крещеный. А Ирочка, Ольга и Даша крестились втроем, одновременно.
Спортзал - второй дом
- ИРИНА, а Николай в бытовом плане привередливый человек? Может устроить скандал из-за отсутствия борща или разбросанных вещей?
- Когда-то давно в ответ на мою нервозность из-за отсутствия обеда Коля сказал: "Пусть у нас не будет борща в доме или пыль где-то, главное - чтобы ты улыбалась". Это на самом деле так. Для него важнее всего климат в доме. Если что-то отсутствует в холодильнике, сходим купим, поедим в ресторане в конце концов.
Николай: Вчера я открыл холодильник, достал из морозилки картошку в пакете, уже нашинкованную, и за 10 минут ее пожарил. У меня было трудное детство, и в плане еды я человек неизбалованный. Могу сам себя накормить - и салатик нарезать, и блинчики пожарить.
Ольга: Мы на еде не зациклены, потому что все время сидим на диете. Когда ездим куда-то отдыхать, у нас самое главное требование к гостинице, чтобы как можно меньше кормили. Если нам предлагают "все включено", мы, наоборот, говорим: "Нам лучше, чтобы все "выключено". Чем меньше, тем лучше".
Николай: Это все-таки мои девушки так рассуждают, а я люблю в отпуске оторваться. На диете в основном сидят они. Я же стараюсь не есть после шести вечера. Еще соблюдаю посты.
- Судя по тому, что встречу вы назначили в спортклубе, вся семья активно занимается спортом.
Ольга: Спортзал - второй дом. Мы с мамой ходим сюда пять раз в неделю. Папа к нам обязательно присоединяется, если он в Москве.
Николай: До того как начать заниматься в спортзале, я бегал по утрам. Сейчас хватает нагрузки на тренажерах.
- Ирина, вы все свое время уделяете семье или где-то работаете?
- Я по образованию врач и в Смоленске работала по специальности. Но, когда мы переехали в Москву, никуда не стала устраиваться. Раньше ездила с Колей на гастроли, была у него и костюмером, и звукооператором. Потом перестала - все-таки это нелегко.
Исколесили всю Европу
- КАКИЕ традиции у вас в семье неукоснительно соблюдаются?
Николай: Кто первый утром встает, тот приносит другому кофе в постель. Сегодня я первый встал, принес Ире кофе, а она говорит: "Еще полчаса посплю". Пришлось кофе пить за двоих. А вчера Ира первая встала и приготовила для меня кофе.
Ирина: Мы очень любим поздравлять друг друга с днем рождения. Допустим, 16 апреля день рождения у Ольги. Так мы уже 15-го в полночь как на иголках - ждем. Только пробьет полночь, как мы начинаем дарить ей подарки.
Ольга: Причем мы дарим друг другу много подарков. В Новый год у нас под елкой лежит не четыре подарка - по одному каждому, а минимум 15.
Николай: Мне эта традиция не очень нравится, особенно 8 Марта. (Смеется.)
- Ольга, какой самый серьезный подарок преподнесли вам родители?
- На 20 лет подарили домашний кинотеатр, еще родители подарили первую машину, помогли мне купить в центре квартиру.
- Кстати, когда вы въезжали на территорию клуба, я заметила, что у вас мощный внедорожник. Почему выбор пал на столь крупную машину?
Николай: Мы строим загородный дом, дороги плохие, поэтому и купили джип. Стройка идет три года, а дороги к этому месту так и не проложили. На легковушке там просто нечего делать.
- Хотите перебраться за город?
Ирина: Да, вот вчера там были, так не хотелось уезжать. Открываешь окна - тишина. Вокруг свежий воздух. Хотя до города недалеко. Дом практически достроили. Сейчас благоустраиваем территорию, весной начнем что-нибудь сажать.
Николай: Мы были недавно с Ирой в круизе и привезли из Амстердама луковицы тюльпанов. Чувствовали себя контрабандистами, потому что их нельзя вывозить. Но у нас на голландской таможне никто даже об этом не спросил. А вот у знакомой пакетик с луковицами отобрали, причем уже в Питере, наши таможенники. Себе мы купили черные тюльпаны, а Регине Дубовицкой привезли фиолетовые с бахромой.
- Какие страны вы предпочитаете для отдыха?
Ольга: Любим каждый раз посещать новую страну: Норвегию, Англию, Германию, Францию. Почти всю Европу исколесили.
Ирина: Как бы крамольно это ни звучало, но я больше всего люблю ездить только с Колей, без детей.
Николай: В этом году у нас была серебряная свадьба - 25 лет. И мы устроили себе медовый месяц в Египте. А вернувшись, отпраздновали эту дату с друзьями в ресторане. Правда, из-за пробок умудрились опоздать на собственный праздник. Когда мы подъехали, все гости уже ждали нас на улице с цветами, подарками. Я, как и 25 лет назад на нашей свадьбе, вынес Ирину из машины на руках.
- Николай, признайтесь честно, за все эти четверть века вам хоть на один день хотелось вновь стать холостяком?
- Нет, а зачем? Я даже не помню, что это такое - быть холостым.
Смотрите также: