СЕГОДНЯ она - суперзвезда. Главные роли в знаменитом "Современнике" - Катерина в "Грозе", пионерка Мухина в "Голой пионерке", Клеопатра в "Антонии и Клеопатре". Центральные роли в кино, самые известные из которых - Лара в "Докторе Живаго", Таня Кукоцкая в "Казусе Кукоцкого", Варя в "Детях Арбата". Плюс работа на телевидении (программа "Жди меня", на которой она заменяла ушедшую в декрет Машу Шукшину) и ведение авторской колонки в общенациональной газете.
В ОБЩЕМ, нет, наверное, ни одного человека, который бы не знал Чулпан Хаматову. И при этом, прошу прощения за тавтологию, нет и такого человека, который бы её действительно знал. По-настоящему, а не как актрису, каждый день перевоплощающуюся в разные образы.
Саму Чулпан подобное обстоятельство, наверное, весьма и весьма радует. Работа на сцене и в кадре - это одно, а личная жизнь - увольте, принадлежит только ей. Единственное, о чём соглашается говорить, - о воспитании дочерей. Да и то пунктирно - не разрешает смотреть телевизор, а мультфильмы проходят её строгую цензуру.
Позиция, ничего не скажешь, вызывающая уважение. А организация благотворительных концертов и сбор средств в помощь больным детям и вовсе вызывают не только почтение, но и благоговение. Хотя и здесь Хаматовой меньше всего нужны наши восторги, для неё важнее конкретное участие. Одно время она даже соглашалась на интервью, ставя условие - публикация в конце материала номера расчётного счёта.
В своих редких интервью Хаматова бывает резка и категорична. Она вообще не жалует журналистов, сравнивая иногда нашего брата с крысами, выискивающими тухлятину. Что ж, после серии "разоблачительных" материалов о её личной жизни она действительно имеет на это право. Хотя, конечно же, не всю пишущую братию интересует исключительно имя нового избранника красавицы-актрисы или марка автомобиля, на котором она ездит.
Чулпан, кстати, иногда довольно оригинально относится к "отсеву" интервьюеров. Я как-то стал свидетелем, как Хаматовой с просьбой об интервью звонила выпускница журфака. "С кем до меня вы делали материал?"- спросила актриса. Дебютантка, услышав вопрос, обернулась ко мне - правду сказать или назвать наобум два-три звёздных имени? Я посоветовал не врать. "Вы у меня первая", - выпалила моя коллега. "Хорошо, тогда приезжайте. Прямо сейчас можете?" - было наградой за правду. Кажется, у них тогда получилась неплохая беседа.
А ещё почему-то в памяти остался категорический запрет Хаматовой на демонстрацию телепрограммы, разыгрывавшей известных людей. Помните, выходила одно время такая довольно сомнительного качества передача? Так вот, для Чулпан, матери двух маленьких детей, телевизионщики не придумали ничего более оригинального, как разыграть ситуацию с захватом заложников.
Сюжет был примерно таков: Чулпан по приглашению подруги пришла в кафе. Аккурат в тот момент, когда она разместилась за столиком, в помещение ворвались люди в чёрных масках и объявили, что все находящиеся в здании - заложники. А спустя какое-то время попросили актрису... улыбнуться: "Мы вас разыграли!"
Ту программу в эфир так и не выпустили. А уж как подруга Хаматовой, согласившаяся подыграть авторам программы, вымаливала у неё прощение, и вовсе остаётся только догадываться...
"Родительская подстава"
ОДНО из первых интервью с Хаматовой было опубликовано в "Аргументах и фактах". Тогда как раз на экраны вышел фильм Валерия Тодоровского "Страна глухих", в котором Чулпан сыграла одну из главных ролей. И хотя этот фильм был для актрисы вторым (её дебютом стала лента Вадима Абдрашитова "Время танцора"), популярность к ней пришла именно после него. Она стала частым гостем на телевидении. В коридоре телецентра "Останкино" мы с ней и познакомились. Чулпан легко согласилась на интервью, причём разговор наш проходил прямо... на полу. Так уж получилось, что ни кресла, ни стула нам тогда обнаружить так и не удалось.
Вопросы мои оригинальностью не отличались. Да и спрашивать восходящую звезду тогда можно было о чём угодно, всё было внове и интересно. Начали, разумеется, с её имени. Семь лет назад эта тема ещё не наводила на Хаматову тоску, и она обстоятельно объясняла, что "Чулпан" в переводе с татарского означает "утренняя звезда". И что дать ей такое имя было "со стороны родителей настоящей подставой".
- В школе никто не мог выговорить моё имя. И на вопрос о том, как меня зовут, я обычно отвечала: Катя, Лена или Таня.
В лучших традициях корреспондента-зануды коснулся я и причин, побудивших студентку казанского финансового института бросить всё и поступить в театральное.
- Я вдруг поняла, что если кардинально не изменю свою жизнь, то буду корить себя до последнего дня. В театральный я поступила на спор. Никто ведь не верил, что я смогу бросить престижный финансовый институт. Да я и сама в это не верила. Хотя несколько месяцев тайно проучилась на подготовительных курсах. Даже сдавала в ломбард серебряные ложки, чтобы оплачивать учёбу.
Кстати, родители будущей звезды были категорически против решения дочери стать актрисой. Провожая её в Москву, они мечтали об одном - чтобы она срезалась на экзаменах и вернулась в Казань. Мудрая бабушка тогда успокаивала их: "Ничего, съездит в столицу, ударится головой о землю, образумится и вернётся". К счастью для всех будущих почитателей Чулпан, пророчества бабушки не сбылись...
Метеоритный дождь
А ПОТОМ в "Современнике" (сегодня в этом театре играет и родной брат Хаматовой Шамиль) состоялась премьера "Трёх товарищей", где Чулпан сыграла главную роль. Впрочем, других ролей теперь у неё и не было. Даже второстепенные герои в исполнении актрисы становятся настолько яркими и запоминающимися, что её фамилия в первых строках титров не всегда является только рекламным ходом продюсеров. Подтверждение тому - "Гарпастум" Алексея Германа-младшего.
С лёгкой руки сначала Валерия Тодоровского, а затем и Галины Волчек Хаматова окончательно подтвердила истину о том, что имя - это судьба. Девушка из Казани покорила Москву. Года два назад она даже стала лицом известной марки часов, что вообще является довольно престижным делом. Рекламировать автомобили и часы поручают только мегазвёздам, чей образ ассоциируется исключительно с добрыми делами. Правда, сама Чулпан откровенно признаётся, что снялась в рекламе только по одной причине - не было денег.
Хаматова добилась и славы (к которой честно не стремилась), и признания профессионалов (недаром режиссёр Кирилл Серебренников называет её "национальным достоянием"). При этом ей удалось не растерять своего знаменитого природного романтизма. Почему знаменитого? Да потому, что не осталось ни одной газеты, не описавшей того, как Хаматова в четыре утра подняла на ноги весь самолёт, несущий её на очередные съёмки. А всё для того, чтобы и другие пассажиры смогли насладиться метеоритным дождём, сверкающим за иллюминатором...
Смотрите также: