Примерное время чтения: 9 минут
120

Важен правильный звук

Как мы встречаем нового человека? В первый миг - по внешнему виду. Во второй - по тому, как он здоровается и как говорит. И тут же чувствуем: руководитель он или подчиненный, активный он или предпочитает находиться в тени.

Голос зависит от внутренней уверенности человека в себе, и наоборот - уверенность в себе зависит от голоса. Когда человек в голосе, у него и настроение отличное. А если нет - то и настроения никакого. Взаимозависимость и физиологическая, и психологическая.

БОЛЬШИНСТВО из нас воспринимают свой голос как данность. Между тем следить за ним не менее важно, чем за руками, волосами и фигурой. Как душиться лучше всего хорошими духами, а не дешевкой, так и говорить надо не чем попало, а именно своим прекрасным голосом.

Педагог по речи, руководитель Международной театральной лаборатории Ника Косенкова занимается "высвобождением голоса", то есть помогает человеку вскрыть его голосовые ресурсы. И этот "разбуженный" голос всегда будет прекрасен, потому что он настоящий.

По наблюдениям Ники Косенковой, голоса более 50% людей оставляют желать лучшего. Но люди не виноваты. Это происходит из-за социальных, бытовых и многих других причин. К тому же наш современный звуковой эфир засорен далеко не лучшими примерами голосов. Даже телеведущие сплошь и рядом говорят неправильно. Российский речевой климат агрессивен, нервозен, тревожен. У многих женщин, например, сейчас завышенные истерические голоса. С помощью неестественно высоких нот они пытаются продлить свою молодость, работая под девочку. Что уж говорить, смотрится это нелепо: толстая тетка в возрасте и... с писклявым голоском.

Итак, каким должен быть хороший голос?

Во-первых, он должен быть неповторим, как отпечаток пальцев.

Во-вторых - адекватен личности: он должен соответствовать жизненной цели. Но без обмана! Потому что, если человек все время лжет, голос у него становится или отвратительным, или приторно хорошим, что и выдает фальшь.

В-третьих, голос должен учитывать слушателя. Иначе он не дойдет до адресата, как письмо на деревню дедушке.

И в-четвертых, голос должен быть естественным. Никакой манерности, никаких гримас. Речевых (впрочем, как и мыслительных) усилий не должно быть заметно.

Когда мы говорим чужим голосом, то есть голосом, не отражающим нашу внутреннюю сущность, к нам на этот ложный звук стягиваются совершенно неправильные для нас люди. В результате мы получаем неадекватное окружение. А по-настоящему наши люди - наши подруги и наши мужчины - остаются за бортом нашей судьбы: из-за неправильного голоса они просто не признали в нас своих! Не говоря уж о том, что, если в голосе есть грубые неприветливые интонации, мы просто распугаем всех собеседников.

По методике Ники Косенковой, человека "уводят" от того образа-стереотипа, который он привык считать своим или который ему навязала среда (профессиональная, общественная и т. п.). Не надо бояться представить себя иначе, чем себе нафантазировал! Человеку предлагают нестандартную "голосовую ситуацию", чтобы выяснить его голосовые горизонты. Так специалисты ищут и находят истинное голосовое "лицо", а заодно - и истинный образ человека.

Преподаватель Международной театральной лаборатории Наталья Орехова предостерегает: сводя голос к какому-либо социальному шаблону, мы обедняем и голос, и личность. Ведь в одной ситуации женщина может быть "роковой", в другой, говоря театральным языком, она вполне может стать "романтической героиней" , а в третьей - наивной девушкой или комедианткой.

Как воспитать голос?

1. Запишите свой разговор (например, телефонный) на пленку. Прослушайте. Если раньше вы себя со стороны не слышали, будете сильно изумлены. Когда немного придете в себя от услышанного, подумайте, соответствует ли ваш голос вашему самоощущению. Определите, что бы вы хотели в своем голосе изменить к лучшему. Затем поговорите начистоту с друзьями: выясните, что они думают об издаваемых вами звуках.

2. Ника Косенкова очень рекомендует больше слушать хороших записей - мастеров слова начала ХХ века: Анну Ахматову, Владимира Яхонтова, Федора Шаляпина. Их голоса и сейчас представляют собой лучшие образцы.

3. Когда поднимаете телефонную трубку и говорите: "Алло!", задумайтесь, что вы, собственно, этим хотите сказать. А то некоторые так произносят это слово, что распугивают всех абонентов. Тренируйте свое "Алло". Перед тем как с ним "выйти в люди", раз десять произнесите его с разной степенью эмоциональности, с разнообразными интонациями, но всегда доброжелательно.

4. Следите за осанкой и походкой. Голос очень даже зависит от положения вашего корпуса. Если, к примеру, у кого-то по-лакейски выпячен подбородок, не услышать вам от этого человека благородного звучания.

5. Побольше зевайте, ни в чем себе не отказывая. Когда зеваешь, внутри все расправляется, и голос лучше звучит.

6. Тело тоже должно "зевать" - чаще потягивайтесь. Гимнастикой занимайтесь не спеша и прочувствованно: прислушайтесь к своему организму - что в эти моменты происходит в ваших суставах, костях и мышцах.

7. Побольше пойте.

8. Не стесняйтесь себя и своего голоса. Когда стесняешься, то, что пытаешься скрыть, заметно окружающим еще больше.

Необходим ли вам педагог по речи, вопрос тонкий. Это как с одеждой: кто-то умеет одеваться со вкусом без посторонней помощи и даже не тратя особенно много денег, а кто-то без консультации стилиста и шага ступить не может.

Если же у вас проблемы с дикцией, то к логопеду обратиться все-таки придется.

Мужчины возбуждаются от гласных!

ВЫ ЗАМЕЧАЛИ, если мужчина собирается к вам поприставать, то никогда не скажет: "Женщина!" Он скажет: "Мадам!", или "Леди!", или даже "Королева!" На худой конец - "Девушка!" И не потому, что он такой русофоб и всюду козыряет иностранными словечками. Он вообще в слова не вдумывается - главное, чтобы было много гласных.

А вот если он намерен поругаться с вами за место в очереди - то женщина вы, и больше никто! Потому что ЖенЩина - это что-то злобно шипящее. Тогда как мАдАм - открытое, широкое, роскошное.

Есть такая область психологии - нейролингвистическое программирование (о воздействии слов на сознание) - она утверждает, что мужчины возбуждаются от гласных звуков. Причем широкие гласные (А, О, Э) действуют более эффективно, чем узкие (И, Е). Череда согласных из женских уст мужчину настораживает, а шипящие - и вовсе вызывают отвращение. Попробуйте сказать мужчине: "пОслушАй, дОрОгОй..." - щедро, широко и округло выпевая гласные - и он посмотрит на вас с большим вожделением, чем после короткого и фонетически узкого: "слыш-ка, милый". И будет более нежен, если в конце рабочего дня он вас "пОймАЕт У ОфИсА", чем "ВСТРетиТ С Работы".

Причем, как ни странно, шипящая Ш переносится мужским ухом легче, чем Ч, Щ, Ц, Ф. А в ласкательных суффиксах -ушк, -юшк даже действует расслабляюще и успокаивающе. Поэтому не скупитесь на нежные эпитеты типа: "зАЮШкА мОй", "зАбОтУШкА", "лЕвУШкА-гОлОвУШкА" и т. п. Возможно, эти звукосочетания будят в мужчинах детские воспоминания, когда мама пела просто "Аа-а, баюшки", может быть, они ассоциируются со словом УЮт... Это не слишком важно. Просто подбирайте слова - и никуда ваш зОлОтОй-дОрОгОй от вас не денется.

Тембр роковой женщины

По мнению психологов, 8-10% информации собеседник воспринимает с помощью слов, процентов 30 - с помощью интонации, остальное - с помощью взглядов, мимики, жестов, поз.

КАК ИЗВЕСТНО, представители сильного пола любят глазами. Так что на первом месте у них визуальное восприятие, на втором - тактильное, и только на третьем - слуховое. Да к тому же вкусы у мужчин разные: кому-то нравится, когда дама говорит низким и бархатистым голосом, кому-то, наоборот, когда звенит, как колокольчик. Сейчас в связи с нарастающей тенденцией мужского влечения к сильным женщинам, повышается спрос и на соответствующие "деловые" женские голоса.

Голос соблазнительницы, пояснили нам в телефонной службе для мужчин "907", должен быть обволакивающим, ласкающим, будто касающимся абонента. И все же девушку, которая обладает только лишь красивым голосом, в "907" не возьмут. Потому что важно не только то, КАК она говорит с мужчиной по телефону, но и то, ЧТО она говорит. Женщина должна обладать интеллектом, чтобы завести интересную беседу и поддержать ее. Женщина должна хотеть нравиться. Простое житейское правило: ему нравится та, кому нравится он. Без искреннего интереса и внимания к мужчине также не обойтись. Представители сильного пола - не дураки: они тонко чувствуют фальшь. Именно поэтому в телефонную службу для мужчин стараются не брать профессиональных актрис. И уж тем более не приветствуется совершенно непрофессиональная наигранность.

Сексуальный голос - низкий, загадочный, с придыханием. Как у Эдиты Пьехи и Греты Гарбо. Однако делать из себя роковую женщину с соответствующим голосом - занятие рискованное. Может получиться ходячая карикатура. Важно учитывать свой образ жизни. Если вы содержанка, тогда - конечно. Но если вы бизнес-леди, томный роковой голос испортит вам весь ваш бизнес: партнеры просто перестанут вам доверять. Если вы сотрудница, скромно сидящая за компьютером в повседневной блузочке, то из-за рокового голоса начальник может заподозрить, что вы перепутали постель с офисным столом, и усомнится в вашем профессионализме. Голос должен быть адекватен ситуации. Значит, сначала надо оказаться в соответствующей ситуации - например, в вечернем платье с декольте за столиком в ресторане. А уж потом говорить так, как хочется... (Кстати, не путайте "сексуальный" голос с "любовным". Потому что, как считает Косенкова, любовь - такое чувство, которое само дает выход нормальному настоящему голосу.)

В службе "907" убеждены, что женщина, как и ее голос, должна быть разной. Например, если сегодня у вас лирическое настроение, будьте нежной и застенчивой, завтра, с приходом игривого настроения, станьте соблазнительницей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно