Помню, когда-то, разрываясь между работой, учебой и всевозможными подработками-"халтурками", я мечтала: "Вот бы бросить все и провести недельку дома! Не видеть ни метро, ни машин, ни магазинов, ни офисов, на закусочных, ни спешащих по делам людей. Просто побыть в четырех стенах". Это время наступило. Я стала мамой.
ВНАЧАЛЕ все было замечательно. Вопреки моим тайным опасениям и волнениям, наверное, свойственным любой женщине "в положении", роды прошли хорошо, малыш оказался здоровеньким и бодреньким. Поэтому в положенный срок нас выписали из роддома и доставили домой. И это тоже было здорово: охапки цветов, гроздья воздушных шариков, счастливые лица друзей. Потом-то, конечно, цветы завяли, шарики сдулись, а друзья разбрелись по своим домам, делам, работам. Их ждали офисы, машины и магазины. Их кружили по подземелью вагоны метро. Их с сомнительной быстротой снабжали сэндвичами и растворимым кофе официанты закусочных. А я сидела дома. В четырех стенах. Один на один с вопящим младенцем.
Сидела месяц, сидела другой, а потому подумала: "Чего-то мне не хватает". Поразмышляла еще немного и пришла к выводу, что не хватает как раз того, от чего раньше мечтала отдохнуть: суеты, беготни, переполненного ежедневника, мчащегося транспорта, работы. Главное, работы. Возможности быть еще кем-то, кроме мамы.
Как порадовалась я тогда, что судьбою мне была уготована профессия журналиста. Ведь это означало, что я по-прежнему могу работать. Даже на дому, даже с малышом на руках. Конечно, как раньше - на каждую статью у меня теперь будет уходить вдвое, а то и втрое больше времени, ведь писать придется урывками между кормлениями, купаниями, прогулками и играми. Да нужно ли мне это?!
А надо?
Этот вопрос, действительно, взволновал меня. А потому, отправившись как-то с моим карапузиком на детскую площадку - я задала его моим "коллегам", молодым мамам. И вот что узнала. Тоска по работе - вещь совершенно естественная.
Ну потому, что "работа - это ведь и костюм, и макияж, и маникюр свежий, и прическа из парикмахерской... В транспорте на тебя оглядываются. В общем, чувствуешь, что по-прежнему в форме. А сейчас мы на кого похожи?"
А еще потому, что "знаешь, материнство - это, конечно, замечательно. Я, например, всегда говорю, что ребенок - мое главное достижение в жизни. И нагрузка с ним побольше, чем при восьмичасовом рабочем дне, и эмоции сильнее. Но ведь это все как-то незаметно: и груда пеленок, которые я ежедневно стираю, и семь килограммов, которые постоянно нашу на руках, и четыре-пять часов сна из двадцати четырех... А на работе - уважение, и свое собственное, и окружающих".
Или - "без работы скучно. Кажется, я постепенно отвыкаю думать. А это уже полный кошмар".
Или даже так: "Я просто устала! Ни на какой работе так никогда не уставала. Готова махнуться не глядя: кто-нибудь пусть сидит с этим крикуном, а я прямо сейчас хоть грузчиком, хоть трубоукладчиком!.."
И еще проще: "А деньги? На одну зарплату мужа далеко не уедешь. Мои бы доходы сейчас ох как пригодились!.."
В общем, причины, по которым мамы хотят вернуться к работе, вполне ясны. А какие же они находят выходы? Ну, оставить ребенка на бабушку, няню, папу (бывает и такое), отдать его в ясли - это понятно. Но далеко не всегда возможно. А иногда - просто не хочется. Интересно другое: возможно ли, будучи мамой не слишком спокойного младенца, работать на дому? И, если да, то как?
Мамочка +...
Двадцатичетырехлетняя Марина продолжает заниматься своим прежним делом: она профессиональный переводчик, друзья и коллеги снабжают ее заказами, а она их выполняет. "Трудно? Пожалуй. Особенно вначале: от бессонных ночей, от переживаний, от малышкиных криков казалось, что не то что иностранный - родной язык напрочь забыла. Сейчас уже полегче, есть свободная минутка - перевожу. И в парке, сидя рядом с коляской, и дома, пока она осваивает манеж".
А вот Ира, ей двадцать шесть, после рождения своего второго малыша, начала осваивать новую специальность - няни. "Это мне соседка подсказала". Говорит: "Tы же все равно сидишь дома со своими мальчишками (Денису - было два с половиной года, Вовке - девять месяцев), присмотри за моей Галкой полдня". Так и пошло - сперва полдня, потом целый день. Соседка на работу вернулась, об оплате мы с ней договорились. А что? Сколько услуги няни стоят, она знает. Что у меня ее дочке хорошо будет - и накормлена, и одета, и свежим воздухом дышит, и компания для игр есть - тоже понимает. В общем, все довольны. Так что у меня теперь, можно сказать, свой собственный детский садик, младшая группа".
Немного похож на Иринин опыт моей подруги Олеси, ей двадцать три года. Она стала мамой раньше меня и еще во время беременности страшно увлеклась вязанием. Связала своему карапузу все, что только можно - от пинеточек до пальтишек и комбинезончиков. И такое все у нее получалось красивое, необычное, умилительное!.. Одна беда - маленькое. Ее сынишка вырос, так и не успев ничего износить. Выбрасывать жалко, дарить тогда было некому. В общем, Олеся напечатала в каком-то журнале для родителей: "Детские вязаные вещи, отдам за минимальную плату". У нее все купили, показали своим знакомым, те пришли в восторг, и посыпались на Олесю заказы. К тому времени она достигла мастерства и быстроты, поставила дело на широкую ногу, приобрела вязальную машинку, журналы с детскими моделями, всевозможную пряжу. Теперь растит своего карапуза, обвязывает чужих малышей и, надо сказать, неплохо зарабатывает.
А еще кто-то совмещает заботу о крохе с должностью секретаря на телефоне, кто-то, не желая бросать свою профессиональную деятельность, в перерывах между кормлениями и купаниями пишет журналистские статьи или бухгалтерские отчеты, кто-то разводит на продажу комнатные растения и огородную рассаду, кто-то изобретает развивающие игры для самых маленьких, а кто-то установил у себя дома Интернет и с его помощью нашел работу, а может, и не одну. В общем, вакансий масса. Главное, не унывать.