Примерное время чтения: 8 минут
66

Первоклассные проблемы (09.09.2004)

Проблемы и переживания первоклашек ни с чем не сравнимы. Мало кто из взрослых может вспомнить, каким был тот период, когда они впервые пошли в школу. Как учились, как и над чем плакали и смеялись, почему было очень обидно. К нам в редакцию обратились мамы первоклассников, спрашивая, как себя вести с детьми в тех или иных конфликтных или щекотливых ситуациях. На их вопросы отвечает детский психолог Екатерина СИНИЦЫНА.

Злая училка

Что делать, если у сына возник конфликт с учителем? Из-за этого сын даже не хочет идти в школу.
Алла Д е м ч е н к о, Санкт-Петербург

ВСПОМНИТЕ себя в школе: одна учительница - "любимая" - вызывает симпатию и даже восхищение, другая - "злая" - все время придирается. Бывает, что ребенок настолько охвачен собственными переживаниями по этому поводу, что ненавидит не только учителя, но и предмет, который он преподает, отказывается посещать урок, находится длительное время в состоянии стресса. Что в таком случае делают родители? Чаще всего начинают "борьбу" со "школьным монстром", вместо того чтобы занять для начала нейтральную позицию, постараться рационально разобрать проблему. Ведь следует помнить, что в любой конфликт всегда включены две стороны и доля вины есть у каждого.

Не надо делать скоропалительные выводы. Внимательно выслушайте ребенка, пусть он поделится с вами своей позицией, обидами, переживаниями, пусть даже расскажет "план мести" (дети любят такие ходы, хотя они и не переходят в действие - это всего лишь попытка эмоциональной реакции на обиду). Главное, чтобы ваш ребенок выплеснул весь накопившийся негатив: чем больше вы будете знать о том, каковы переживания вашего ребенка и способы его реагирования, тем полнее будут ваши представления о его поведении в конфликте. И тем проще будет вам разобраться в его неправоте.

Обязательно побеседуйте с ребенком, скажите, что вы понимаете его, наметьте стратегию дальнейшего поведения. Попробуйте убедить его, что "все люди разные и не все будут тебя любить", "желательно уметь прощать недостатки других", попробуйте уговорить посещать уроки, поскольку "учиться необходимо для себя, а не для учителя, чтобы потом получить образование и найти хорошую работу". Но ни в коем случае полностью не присоединяйтесь к позиции ребенка, не занимайте полностью его точку зрения, иначе ребенок будет спекулятивно относиться к подобным проявлениям, станет капризным, эгоистичным, излишне требовательным, некритичным к своему поведению, будет стремиться манипулировать вами. Ваша задача - помочь ребенку лучше адаптироваться к школьной ситуации.

Конечно, если вы уже устроили скандал с учителем, открыто, безапелляционно и на высоких тонах высказали все, что вы об этом думаете, то не рассчитывайте на конструктивное разрешение ситуации. Поговорите с учителем, ни в коем случае не будьте наступательны, не высказывайте обвинений, этим вы только осложните жизнь ребенку. Выслушайте мнение учителя о ситуации, постарайтесь перевести возникший конфликт в иную плоскость - в плоскость обсуждения совместного воспитания вашего ребенка.

"Я люблю тебя таким, какой ты есть"

Моя дочка страдает избыточным весом. Во дворе ее постоянно дразнят "жирным буликом". Она прибегает домой и плачет. Боюсь теперь, что и в школе ее ждет такая же беда. Как мне с ней разговаривать, чтобы она не переживала? Или угрожать тем детям, которые являются постоянными обидчиками?
Екатерина Д м и т р и е в а, Владивосток

В ДАННОМ случае речь идет не о чем ином, как о переживании ребенком комплекса собственной неполноценности, или, проще говоря, собственного несовершенства. Но ребенка задевает прежде всего не сама причина насмешек, а факт обидной оценки со стороны сверстников, ощущение себя "не таким", "ненормальным". Под влиянием подобных переживаний и неверного отношения к ним со стороны родителей может сформироваться характер, который будет влиять на дальнейшую жизнь маленького, а затем большого человека. Недаром говорят: "Характер - это судьба". В результате одни дети могут стать робкими и застенчивыми, другие превратиться в замкнутых и нелюдимых, третьи отличаются раздражительностью, возбудимостью и драчливостью, четвертые - капризностью и т. д. Если ребенок долго страдает от своего комплекса неполноценности, то это чревато развитием невротических расстройств.

Как ребенок реагирует на подобного рода насмешки? Он начинает краснеть, опускать голову, убегать, кричать что-то в ответ или даже плакать - то есть проявлять болезненную, обостренную реакцию, которая и является мишенью и главной причиной повторяющихся вновь и вновь уколов и насмешек. Задача родителей - убедить ребенка изменить для начала внешнюю реакцию на подобные унижения (хотя внутренне они, возможно, ранить будут по-прежнему). И тогда "издеватели", видя со стороны вашего ребенка равнодушное или ироничное отношение к этим насмешкам, перестанут получать от собственных уколов удовольствие, а значит, или просто перестанут дразниться, или по крайней мере происходить это будет гораздо реже.

Но если проблема избыточного веса сама по себе удручает вашего ребенка и вас, тогда необходимо подойти к ней серьезнее. Ответьте на вопрос: по какой причине ваш ребенок страдает избыточным весом? Если причины в малоподвижном образе жизни, избыточном питании, злоупотреблении мучным, сладким, то тут вам и карты в руки. Отдайте ребенка в спортивную секцию, займитесь вместе с ним спортом, постарайтесь побольше гулять, соорудите дома спортивный уголок. Сами постарайтесь соблюдать диету, ешьте больше фруктов и овощей, займитесь хотя бы зарядкой. Станьте, наконец, примером для ребенка.

Если же причиной полноты являются какие-либо болезненные проявления, от которых никуда не деться (например, эндокринные нарушения и т. п.), то необходимо научиться жить вместе с ребенком с этой проблемой так, будто ее не существует. Постарайтесь обесценить и уменьшить ее значимость, не афишируйте и не выпячивайте ее в общении с ребенком. Отвлекайте его разносторонними интересами, всячески показывайте, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Приводите, наконец, в пример артистов с избыточным весом, других известных личностей, всячески подчеркивая, что полнота - это не препятствие в достижении целей.

Важно, чтобы эти переживания не были преувеличены, чтобы ребенок не зациклился на них, не превратился в унылое, брюзжащее существо, не видящее в жизни ничего, кроме собственной беды.

Если ребенок не высыпается

ПРИЧИНЫ дефицита сна у ребенка могут быть самыми разными: избыточное увлечение чтением, просмотром телепередач, компьютерными играми и т. п. Однако ситуация не такая безобидная, как может показаться на первый взгляд. Постоянный недосып грозит хронически накапливающейся усталостью, которая выливается в общее недомогание и негативно отражается на работоспособности во время занятий в школе. Такие причины легкоустранимы при наличии взаимопонимания с ребенком.

Если дело всего лишь в том, что ребенок не высыпается из-за внешних удовольствий, можно устроить с ним игровое "совещание" и попробовать достичь общего решения по поводу легкого изменения режима дня. Не следует давить, иначе рискуете получить обратную протестную реакцию.

Однако существуют и более серьезные причины нарушения сна у ребенка. Это может быть следствие серьезных переживаний по поводу какого-либо конфликта, неприятной ситуации, наличия страхов с возникновением ночных кошмаров. Если вы заметили, что подобное происходит с вашим ребенком, постарайтесь разобраться в том, что его тревожит и беспокоит. Если не удается устранить своими силами его страхи и переживания, необходимо проконсультироваться с психологом.

Бутерброд в портфеле: плохо или хорошо?

ПИТАНИЕ в школьной столовой, конечно, предпочтительнее, поскольку осуществляется в определенные часы, причем важно, что еда подается в горячем виде, к минимуму сведен риск отравлений недоброкачественной пищей, ребенок приучается к дисциплине, умению вести себя за столом, приобретает навыки самообслуживания и т. д. Бутерброды, конфеты и прочие чипсы, которыми ребенок захочет хрустеть на перемене, могут послужить причиной конфликта с одноклассниками. Кому-то тоже захочется - могут быть обиды. Кто-то попросит поделиться. А если ваше чадо откажет, его могут начать дразнить "жадиной", а то и устроить бойкот.

Кроме того, питаться на голодный желудок всякой всячиной и сухомяткой вредно для растущего организма.

Если же существует причина, по которой ваш ребенок не может питаться в школьной столовой, например в связи с каким-либо заболеванием, то, конечно, не возбраняется давать еду в школу, но тут следует учесть ряд соображений.

1. Еда не должна быть скоропортящейся (мясные продукты и т. п.)

2. Еды не должно быть много. Столько, сколько хватит на восстановление и поддержание сил, чтобы организм ребенка затрачивал усилия на усвоение учебного материла, а не на переваривание большого количества пищи.

3. Уважайте чувства других детей в классе! Будет неэтично, если еда с резким запахом, который будет распространяться по всему классу, или если еда слишком дефицитна (хотя сейчас этого понятия практически не существует, тем не менее не каждый родитель может все себе позволить).

4. К тому же даже безобидный бутерброд - это всегда крошки и возможность испачкать тетрадь жирными пятнами.

Яблоко, бутылочка питьевого йогурта, пирожок, банан - вот небольшой перечень того, что поможет вашему ребенку "заморить червячка" голода на перемене.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно