Примерное время чтения: 7 минут
105

Превращение Золушки

Где-то во Франции стоит памятник знаменитому сказочнику Шарлю Перро. Или не стоит... В этом случае многочисленные сценаристы, режиссеры, актеры и, особенно, актрисы должны скинуться и поставить такой памятник. Ведь именно Перро написал сказку о бедной девушке, которая долго работала Золушкой, потом села в тыкву, потеряла туфлю и стала принцессой. Вот уже не один десяток лет этот простенький сюжет находит отклик в душах зрителей и кормит многочисленную армию служителей десятой музы.

СКАЗКА СКАЗОК

Отрадно сознавать, что честь и заслуга создания классической версии любимой сказки принадлежит отечественному кино. Несколько поколений советско-российских зрителей считают единственной и неповторимой Золушкой замечательную актрису Янину Жеймо из одноименного фильма Надежды Кошеверовой, снятого в 1947 г. по сценарию Евгения Шварца. Когда на экране она распахивала свои огромные детские глаза, полные предчувствия волшебства, зритель безоговорочно принимал условия сказочной игры и начинал восхищаться прекрасным Принцем (А. Консовский), веселиться вместе с рассеянным Королем (Э. Гарин) и распутывать козни коварной Мачехи, этакого Березовского в юбке с большими связями и неуемным желанием пролезть в королевскую семью. В этой роли выступила великая и гениальная Фаина Раневская.

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" - так подумал главный сталинский киносказочник Григорий Александров и представил зрителям свою супругу, советскую звезду Любовь Орлову в образе Золушки эпохи развивающегося социализма. Фильм "Светлый путь" (1940) разыграл всю сказочную схему, используя реалии "новой жизни". Кстати, рабочее название "Золушка" не понравилось Сталину, и он сам предложил на выбор 12 названий, из которых и было выбрано настоящее.

Героиня стала прислугой у богатой нэпманши, волшебница - председателем профкома, королевский дворец - ткацкой фабрикой, а прекрасный принц - идеологически выдержанным главным инженером в исполнении мужественного красавца Евгения Самойлова.

И если для сказочной Золушки воплощением мечты был великолепный королевский бал, то для Золушки нового образца бальный зал превратился в фабричный цех, по которому она гордо марширует под музыку Дунаевского, а кругом - станки, станки, станки!

Потом уже в настоящем дворце с красными звездами на красных башнях вручат ей не какой-то хрустальный башмачок, а высокую правительственную награду. И летающий автомобиль то ли во сне, то ли наяву понесет ее над землей... вокруг огромного памятника товарищу Сталину - лучшему другу и учителю всех Золушек Страны Советов. Вот оно - счастье-то!

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ... В ЗВЕЗДЫ!

Если искательницы счастья советского кино выбирали в качестве путеводной звезды огни заводов и строек, то их зарубежных подруг чаще манили волшебные огни рампы. Там, в серебристой пыли кулис, нашла успех, славу и белозубого принца с египетскими глазами Омара Шарифа американская "Смешная девчонка" (1968). В этом фильме Уильяма Уайлера главная роль досталась певице и актрисе Барбре Стрейзанд, чья собственная карьера в кино и шоу-бизнесе - живая иллюстрация к сказке про Золушку или про утенка, ставшего прекрасным лебедем.

Для Барбры Стрейзанд "Смешная девчонка" стала более чем удачным киностартом. Это подтвердила и Американская киноакадемия, вручив своей Золушке в качестве хрустального башмачка позолоченную статуэтку "Оскара" за лучший дебют в главной женской роли.

Древние греки придумали легенду о скульпторе, воспылавшем страстью к собственному творению - статуе Галатее. Бернард Шоу использовал этот сюжет в пьесе "Пигмалион", заставив своего доктора Хиггинса влюбиться в ученицу Элизу Дулиттл.

В 1964 г. режиссер Джордж Кьюкор перенес эту историю в кино, экранизировав знаменитый бродвейский мюзикл Лернера Леве "Моя прекрасная леди". На роль Элизы, дочери угольщика, выросшей в копоти и золе (!), Кьюкор пригласил небесно-эфемерное создание с глазами в пол-лица - Одри Хепберн. Доктор Хиггинс (Рекс Харрисон) подбирает чумазую цветочницу, говорящую на крутом сленге лондонского дна, и на пари решает сделать из нее настоящую леди, с большой буквы "L". Экзаменом для героини и кульминацией сюжета в лучших сказочных традициях становится королевский бал. Благодаря совершенству речи и изяществу манер Элизу-Золушку принимают за принцессу, притом венгерскую! Ибо "только иностранка может так правильно говорить по-английски". Хиггинс выиграл пари, Элиза "выиграла" Хиггинса, зрители получили прекрасный фильм, а фильм получил 8 "Оскаров". Старая сказка принесла новым сказочникам весьма неплохие дивиденды.

ЗНАЙ НАШИХ!

В 1980 г. три события заставили плакать почти весь Советский Союз. Умер Владимир Высоцкий, улетел олимпийский Мишка и на экраны вышел фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Полные залы громко всхлипывали, сопереживая героине Веры Алентовой. Ни первая любовь, ни сказочная карьера не принесли ее Катерине настоящего счастья. Но произошло чудо! В вечерней электричке она встретила своего запоздалого Принца в нечищенных ботинках. Гоша (А. Баталов) был мужик и мастер, умел готовить и знал джиу-джитсу. В общем, был тем самым "верным плечом" и "каменной стеной", о которых мечтали миллионы советских зрительниц.

И не только советских. По воле киноначальства (и без ведома режиссера) фильм был выдвинут на премию "Оскар" в конкурсе иностранных картин и одержал победу, обойдя таких маститых конкурентов, как "Тень воина" А. Куросавы, "Последнее метро" Ф. Трюффо и "Доверие" И. Сабо. Тот факт, что за "железным занавесом", оказывается, тоже живут Золушки и мечтают стать счастливыми принцессами, так поразил американскую публику, что газеты с рецензиями вышли под сенсационными заголовками: "Самое лучшее из всего советского кино! Это лучше, чем "Война и мир"!"

Хочешь быть принцессой? Будь ею! Такой девиз взяла на вооружение героиня Мелани Гриффит из фильма Майка Николса "Деловая девушка" (1988), в котором Золушка и принцесса волею случая меняются местами. Скромная секретарша Тесс Магнилл на свой страх и риск занимает место своей хозяйки Кэт Паркер (Сигурни Уивер) на важных переговорах, где и знакомится с современным Принцем бизнес-класса. Герой Харрисона Форда настолько покорен ее деловыми качествами и личными достоинствами, что, когда обман раскрывается, он уже не имеет ни сил, ни желания разбираться - какая из "принцесс" настоящая. У новой Золушки в этой производственной мелодраме из жизни развитых капиталистов оказалась быстрая сметка и крепкая хватка. И не только на экране. Достаточно вспомнить, как по-ковбойски профессионально ее создательница Мелани Гриффит "заарканила, стреножила и завела в стойло" испанского "принца" Антонио Бандераса.

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ НОЧЬЮ

Ведь именно ночь - основное рабочее время героини фильма "Красотка" (1990). Режиссер Гарри Маршалл поставил сказочную схему в экстремальную позицию, превратив Золушку в уличную проститутку, а Принца - в миллионера-аристократа. На протяжении двух часов зрители с замиранием сердца следят, как Ричард Гир и Джулия Робертс наперебой предлагают друг другу "любовь большую, но чистую", но никак не могут разобраться, кто кого сильнее и правильнее любит. В результате миллионер разлюбил деньги и полюбил ходить босиком по траве, а проститутка разучилась работать и принялась подробно инспектировать самые дорогие магазины Беверли-Хиллз под замечательную песню Роя Орбинсона "Pretty woman", которая и дала название фильму.

История трудного счастья путаны и миллионера захватила публику настолько, что "Красотка" собрала в прокате почти 82 млн. долл., заняв 14-е место в сотне самых кассовых хитов своего десятилетия, и вывела Джулию Робертс в число звезд первой величины.

В 1999 г. Гарри Маршалл попытался повторить свой "сказочный успех", вновь собрав Золушку-Робертс и Принца-Гира в лирической комедии "Сбежавшая невеста". Триумф на сей раз не состоялся. Наверное, дуэт парикмахерши и журналиста заинтересовал зрителей куда меньше, чем "лав стори" миллионера и жрицы любви.

Видимо, неслучайно в последнюю, по времени, киноверсию старой сказки вернулись волшебные принцы и принцессы, короли и рыцари, чудеса и приключения. А на главную роль в фильме "История вечной любви" режиссер пригласил одну из самых непредсказуемых и скандальных актрис, главного "анфан тэрибль" Голливуда, известную пристрастием к наркотикам и алкоголю Дрю Бэрримор. Возможно, девочка устала быть взрослой и захотела оказаться в сказке. Хотя бы ненадолго...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно