Вот она миновала - страшная цифра с тремя нулями. В новогоднюю ночь все бурно веселились и не слишком-то предавались философским размышлениям. Но накануне Старого Нового года - как раз самое время сесть, задуматься и оценить прожитое. Что вы успели сделать к концу тысячелетия? Этот вопрос мы адресовали известным людям.
Ирина ХАКАМАДА, депутат Госдумы:
- В 25 лет у меня была мечта: вырастить двоих детей, которые к тому времени у меня уже были, и иметь любимую профессию. Первой значимой вехой в моей жизни стала защита диссертации. К 30 годам я получила звание доцента. Мне стало легче жить материально, и у меня появилась любимая профессия.
Но тут начались горбачевские реформы. И в 1989 году я ушла в бизнес. Я впервые взяла всю ответственность, все риски на себя, отказалась от государственной опеки. Я рискнула стать совершенно самостоятельным человеком, иметь частное предприятие, самой зарабатывать деньги. Я занялась благотворительностью, купила свою первую машину "Жигули". Впервые выехала с детьми на юг.
А потом случился 1991 год. Я три ночи стояла у Белого дома. Мы колонной прошли по Москве, и танки ехали в полуметре от меня. Но я понимала, что иду бороться за свободу. После этого решила идти в политику, стала депутатом Госдумы. Потом была попытка выйти на политическую арену с собственным политическим движением "Общее дело". Эта попытка окончилась неудачей. Но это был значимый факт моей биографии.
Еще одна веха в моей жизни - замужество и рождение ребенка. Я решилась родить дочь в 42 года, несмотря на все отговоры друзей и знакомых. И мы с мужем счастливы, что у нас есть Маша.
За прошедшие двадцать лет я стала мудрее, терпеливее. Это касается и политики, и взаимоотношений с людьми. Хотя я по-прежнему убеждена, что в России хороших людей гораздо больше, чем плохих. Поэтому, кстати, все мои законы всегда были рассчитаны не на то, чтобы поймать и наказать, а на то, чтобы помочь.
АНГЕЛИНА ВОВК, телеведущая:
- За двадцать лет я "выросла" из тети Лины из "Спокойной ночи, малыши", в бессменную ведущую "Песни года"... Но я очень рада, что когда-то была "тетей Линой" - меня молодежь воспринимает теперь не как обыкновенную телеведущую, а чуть ли не как няню Арину Родионовну.
Я стала нормально одеваться. Раньше ведь нас, телевизионных ведущих, водили скопом в ГУМ в специальный отдел для партийных жен, и нам "выкидывали" одинаковые костюмчики с застежкой под горлышко. И мы радовались, что хотя бы цвета у всех разные. Теперь у меня есть собственный замечательный модельер. Я могу позволить себе надеть платье с декольте на "Песню года", и не будет никакого скандала.
За двадцать лет я успела несколько раз выйти замуж. К сожалению, все мои браки распались, но я сохранила с мужьями прекрасные отношения. У меня появилось девять крестников. Своих детей у меня нет, но последняя крестница, Алена, мне как дочь.
За двадцать лет я поняла, каким же образом мой ангел-хранитель направляет меня, если делаю что-то не так - надо мной пролетает реактивный самолет, причем с большим грохотом. А если я что-то изменила в себе в лучшую сторону, мне снится белый лайнер, и обслуживает его персонал в голубых костюмах. Видимо, мой папа (он был летчиком) дает мне знаки.
Наталья ГУНДАРЕВА, актриса:
- Что было за эти 20 лет? Многое было. И премьеры, и успешные фильмы. И машину со мной в кабине зрители на руки поднимали. Были счастливые моменты. Но были и неудачи...
Если говорить о бытовой стороне жизни... Ну, потолки у меня стали ниже, когда, сделав родственный обмен, переехала в другую квартиру. Был утюг без пара - стал с паром. Появилась СВЧ. Но опускаться до таких мелочей - смешно. Для меня быт - не главное.
Журналисты часто спрашивают о моем депутатском прошлом. Я не состояла в партии, никогда не была секретарем комсомольской организации или, скажем, председателем месткома... И в Думе для меня открылся совершенно неведомый срез жизни. Это был опыт.
Когда я думаю о том времени, которое прошло, мне становится ясно, что никакие победы потерь не окупают. Потому что за это время ушли родные, друзья. Кто-то болел, кто-то страдал... Сегодня, в отличие от времен двадцатилетней давности, я уже воспринимаю все эти утраты осознанно. Но это не печальный итог. Он вполне нормальный. К такому выводу, наверное, рано или поздно приходит каждый. Более того, если не научиться принимать временность бытия, то вообще бессмысленно жить.
Я не люблю свое прошлое. Потому что считаю, что любить, значит, жить тем. А если человек живет прошлым, значит, у него нет настоящего и будущего. Наверное, и я дойду до определенной возрастной черты, когда с интересом буду вспоминать, что было тогда. Но пока у меня еще есть точка на горизонте. И даже если эта точка сулит мне пропасть, все равно я буду к ней идти, из любопытства. Потому что интересно, что там дальше.
Вячеслав ТИХОНОВ (Штирлиц), актер:
- Последние 20 лет, мне кажется, люди потихонечку ропщут и постоянно находятся в ожидании.
Для меня это достаточно грустный период: многие друзья ушли, людей, с которыми я любил встретиться и поговорить - и актеры, и просто близкие, - их уже нет рядом. Я, знаете ли, сейчас на пенсии - и меня греет только ощущение людской благодарности. Когда и совсем юные, и уже немолодые люди говорят: "Вячеслав Васильевич! Мы учились на ваших картинах," - это выше всяких премий и наград.
Семен ФАРАДА, актер:
- Меня в Старый Новый год охватывает какая-то грусть... Прошел еще один год. И вот он уходит уже окончательно, даже по старому стилю наступил следующий год. А еще столького не успел! Каждый Старый Новый год я переживаю, что не научился играть на музыкальных инструментах - а ведь обещаю себе это каждый год. Подозреваю, что я вообще не научусь играть ни на чем, и буду так вот каждый год ныть... Слава Богу, хоть в сыне Мише я воплотил свои мечты - он у меня и танцует прекрасно, и на гитаре играет, и на фортепиано...