Большинство людей нервничают, если им предстоит выступать на совещании или делать доклад перед незнакомой аудиторией. И если легкое волнение можно считать вполне нормальным явлением, которое даже способно придать вашей речи некоторую изюминку, то что делать с почти паническим страхом? А ведь состояние, когда, перед тем как выйти к слушателям, человек покрывается липким потом, не может справиться с нервной дрожью и испытывает непреодолимое желание спрятаться, многим знакомо не понаслышке. Если это ваш случай, попробуйте побороть страх перед выступлением при помощи пяти несложных правил.
Правило N 1. Повторенье - мать ученья
САМОЕ главное для того, чтобы ваше выступление имело успех, - хорошее знание предмета. Поэтому не стоит рассчитывать на свой импровизаторский талант, лучше подготовиться к докладу заранее. Хорошенько продумайте, о чем вы будете говорить, и выпишите несколько тезисов на бумажку. Вы не только сможете подглядывать в свою "шпаргалку", если потеряете мысль, но еще и обретете дополнительную уверенность, ведь при наличии записей вы вряд ли собьетесь. Выписывая основные мысли своего доклада, следите за тем, чтобы один пункт плавно вытекал из другого. Поэтому, написав несколько тезисов, не ленитесь задавать себе вопросы: "А что из этого следует?", "Какую выгоду получит наша фирма, если данное предложение будет принято?" и т. д.
Однако, выписывая основные мысли, не увлекайтесь и не старайтесь записать на бумагу все, что вы хотите сказать, и уж тем более не старайтесь выучить все написанное наизусть, иначе ваша речь будет звучать сухо и невыразительно, будто вы читаете по бумажке, не слишком понимая смысл того, что написано.
Накануне выступления нелишним будет потренироваться перед друзьями и родственниками. Перескажите им вашу речь и попросите высказать свое мнение. Возможно, в вашем докладе есть непонятные или спорные места. Еще один хороший способ оценить себя со стороны - записать свое выступление на магнитофон, а затем прослушать запись. Так вы сможете понять, чего вам не хватает, - возможно, у вас дрожит голос или вы злоупотребляете словами-паразитами.
Правило N 2. Краткость - сестра таланта
ПЛАНИРУЯ свой доклад, старайтесь сделать так, чтобы он не получился слишком длинным, иначе к середине вашей речи слушатели утратят внимание. Не пытайтесь за один раз рассказать аудитории все, что вы знаете. Психологи предупреждают - слушатели способны воспринять не более трех основных пунктов из вашей речи.
Еще одна распространенная ошибка начинающих ораторов - слишком частое использование специализированных терминов и иностранных слов. Даже если вам кажется, что заковыристое словцо украсит выступление, помните о том, что далеко не все покопались в словаре иностранных слов, прежде чем начать вас слушать. Постарайтесь сделать вашу речь максимально доступной, тогда у вас будет гораздо больше шансов завладеть вниманием аудитории.
Правило N 3. Уверенность в себе
ОСНОВНАЯ причина большинства неудачных выступлений - недостаточная уверенность в себе. Известно, что впечатление от речи лишь на 25% зависит от того, что именно вы говорите, и на 75% - от вашей манеры держаться. А раз так, постарайтесь справиться со своей стеснительностью, дрожащим голосом и нервными движениями. Корифей психологии общения Дейл Карнеги советует: "Представьте себе, что все слушатели без исключения должны вам денег и пришли в этот зал лишь для того, чтобы попросить у вас отсрочки платежа. Этот нехитрый прием действительно придает уверенности". Кроме того, специалисты считают, что, для того чтобы быть "в своей тарелке", оратор должен чувствовать легкое превосходство над слушателями - например, начальник редко стесняется выступать перед подчиненными, а преподаватель - перед студентами. Если вы не являетесь ни тем ни другим, утешайтесь мыслью, что вы знаете предмет, о котором говорите, гораздо лучше большинства присутствующих.
Аудитория непременно заметит вашу нервозность, если вы начнете теребить бусы, дергать себя за лацкан пиджака или непрерывно поправлять волосы. Если не можете избавиться от этих движений, зажмите в руке монетку или держите руки за спиной.
Правило N 4. Взгляд плюс голос
ПЕРВЫЕ несколько мгновений выступления обычно самые трудные. Сделайте несколько глубоких вздохов, чтобы расслабиться, и небольшую паузу перед началом выступления, чтобы привлечь к себе внимание аудитории.
Оглядев зал, найдите среди слушателей трех дружелюбно настроенных людей: в глубине зала, слева от вас и справа. Переводя взгляд от одного к другому, вы охватываете всю аудиторию, при этом у каждого слушателя создается впечатление, что вы обращаетесь именно к нему.
Еще один важный совет: следите за своим тоном. Отрывистая речь сделает ваше выступление излишне напряженным. Если же вы будете заканчивать предложение на более высокой ноте, то у публики может создаться впечатление, что вы спрашиваете ее согласия. Попробуйте говорить более низко - и ваш голос зазвучит увереннее. Кроме того, контролируя свой голос, вы сможете забыть о своих нервах.
Правило N 5. Главное - опыт
СТОИТ помнить о том, что успех в любом деле, как правило, достигается лишь с опытом. Умение держать себя на публике и связанно излагать свои мысли - не исключение. И чем чаще вы будете выступать на всевозможных совещаниях и летучках, тем быстрее окрепнет ваша уверенность в себе и ораторское мастерство. А потому, даже если ваш первый доклад был не слишком успешным, не отчаивайтесь - самое худшее уже позади, и ваше следующее выступление получится гораздо лучше. Особенно если вы учтете свои ошибки.
Интересно
Исследователи университета г. Мангейм (Германия) выяснили, что женщины, которые перед важными переговорами пользовались духами с легкими мужественными нотками (пряными или древесными), получали позитивные ответы гораздо чаще, чем женщины, которые пахли цветочными или фруктовыми композициями, - эти ноты не ассоциируются в сознании людей с уверенностью в себе и готовностью на риск, то есть типично мужскими качествами.