И наши родители, и мы сами учились читать только по букварю. Сейчас же, кроме него, есть немало и других методик освоить эту непростую науку. Так что вопрос скорее всего звучит так: как ЛУЧШЕ научить ребенка читать? Мы предлагаем несколько способов, а уж выбор - за мамами и папами.
По букварю
Это традиционный метод, которым пользуются не только родители, но и воспитатели и учителя. Самое большое его преимущество перед другими: учившемуся по букварю детсадовцу в школе не придется переучиваться.
Как объяснила педагог Ольга Крюкова, сначала ребенок произносит звук и знакомится с его графическим образом. Начинать обучение нужно с твердых гласных, которые легче произносятся: а, о, у, ы. Научив ребенка соединять их в простые слоги, можно переходить к сонорным согласным, у которых нет пары: р, н, м, л. Затем "пропевая" вместе согласный и гласный звуки, он складывает таким образом слоги, а из слогов - слова.
Некоторые педагоги считают, что нужно начинать с предложения, от него идти к слову, от слова - к слогу и затем к звуку. Другие же предлагают начинать со звука и заканчивать составлением предложений. Но цель и у тех, и у других одна: научить ребенка раскладывать слова на звуки.
По кубикам
ПОСЛЕДНИЕ лет 10 все - и педагоги, и родители - заговорили об обучении в игровой форме. Тогда же появились и кубики Зайцева. Автор этого метода раскладывает слово не на звуки, а на слоги. Или, как он сам говорит, на склады. И ребенок проговаривает их вместе со взрослым, пока не зачитает их.
Впрочем, в этой системе есть свои трудности. Родители с детьми должны сами склеивать кубики, сами набивать пробками и деревянными опилками. Считается, что такая работа развивает мелкую моторику. Кроме того, это способствует и психологическому развитию ребенка. Что в конечном счете помогает ему научиться читать.
Совсем недавно появился еще один метод с использованием кубиков. В системе Сергея Белолипецкого нет механического повторения слогов. Она предполагает бесслоговое, напевное произнесение слов с правильным ударением и основана на развитии образного, ассоциативного мышления. Для обучения чтению он создал кубики и специальные насадки на них из букв с картинками. "Ребенку очень важно держать в руках что-то конкретное, объемное, - говорит Сергей Белолипецкий. - Это делает процесс чтения более конкретным. А соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне. Например, к букве "г" нарисован гвоздь, согнутый как эта буква. А "м" - это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки. Моя система максимально приближена к особенностям детского восприятия, построена на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас".
Обучение начинается с запоминания первых пяти букв алфавита. Но даже зная только одну букву "а" и несколько согласных, ребенок уже начинает читать слова и специально составленные тексты. Освоив эту "пятерку", можно переходить к следующей - и так до конца алфавита. Каждому этапу обучения соответствуют группы слов из определенных букв и соответствующие предложения.
Так учить не надо
Чтение по буквам. Когда учителя в сердцах говорят: не учите детей читать дома, они имеют в виду именно этот способ. При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не "м-а-м-а", а "ма-ма", по словам педагогов, очень сложно.
"Мэ" и "а" - "ма". Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог "ма". Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.
"Пока не прочитаешь..." - грозят родители. Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т. д., не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.