МЫ ИДЕМ по подмосковному лесу. Красота необыкновенная. Но наслаждаться окружающим покоем приходится недолго. Из-под руки выныривает племянник: "Ты смотрела вчера Джеймса Бонда?" Глядя в спину идущего впереди мужа, злорадно говорю, что не смотрела, но дядя Антон, кажется, смотрел. Никита оставляет меня и бежит догонять "дядю Антона". Но я уже знаю, что это только временная передышка. О Джеймсе Бонде Никита может рассказывать часами, отвлечь его очень трудно. И сегодня нам всем предстоит провести день в компании с Джеймсом Бондом.
Среди моих знакомых детей много вот таких "сосредоточенных". На прошлой неделе в гостях я полтора часа наблюдала, как пятилетняя дочь подруги играла "в пушку". Она опускала теннисный мячик в рулон бумаги и смотрела, как он выкатывается с другой стороны. При этом ей зачем-то обязательно нужно было наше участие. Она довела до белого каления всех. Не выдержала даже бабушка. Хотя, как большинство бабушек, она готова ради внучки почти на любые подвиги.
Никита тем временем уже перекочевывает от "дяди Антона" к папе, потом к маме. И вот он снова оказывается рядом со мной. На этот раз, ни о чем не спрашивая, он начинает сам рассказывать очередное приключение Джеймса Бонда. От меня требуется немного - слушать и время от времени говорить "угу" или "гхм". Собственно, слушать можно вполуха. Главное, поддакивать.
Краем уха слушая племянника, думаю о своем. Способность ребенка сосредотачиваться на одном объекте, одной теме разговора и долгое время не отвлекаться на что-то другое - ценное качество. Это признак сформированного внимания и залог того, что ребенок сможет быть так же внимателен и на уроках. Сколько раз во время консультаций я сама предлагала родителям подобный способ развития внимания у их непоседливых детей. Объясняла, что для начала нужно учить ребенка сосредотачиваться именно на тех темах, которые ему интересны: на игре, на сказках и приключениях. Потом это умение постепенно будет переноситься на учебные занятия. Сперва с помощью любимых героев и игровых заданий. Потом можно будет обойтись и без этого. Но до чего же утомительно бесконечное число раз разыгрывать с ребенком один и тот же сюжет или выслушивать истории о подвигах его кумира! Можно, конечно, развить сюжет так, чтобы он стал интересен для вас. Но это особое умение. "Почему-то" в большинстве случаев, как только интересно становится взрослому, "увядает" ребенок.
В этот момент Никита дергает меня за руку. Видимо, я поддакнула не в том месте и уличена. Надо "исправляться" - проявить заинтересованность. Судорожно соображаю, что сказать, и ляпаю, что Джеймс Бонд вор: он подменил яйцо Фаберже на аукционе. Никита с горячностью бросается на защиту любимого героя. Его аргументы сводятся к тому, что, хотя Бонд и украл, все равно он хороший. Но, главное, забыты мои невнимание и безразличие. Никита с удвоенной горячностью возвращается к рассказу, а я снова думаю о своем.
Даже удивительно, как один ребенок может утомить четверых взрослых. В прошлый раз все сложилось гораздо удачнее. Детей было трое. И мы их совершенно не интересовали. Наши заботы сводились к тому, чтобы время от времени разнимать их, когда начиналась ссора. Еще надо было не подходить к их компании слишком близко. Не потому, что это стесняло детей. Просто невозможно было долго слушать "вздор", который они несли. Возникало желание вмешаться и "поправить", ввести в "полезное русло".
На самом деле, если внимательно послушать, не вмешиваясь, можно многое узнать о том, как дети воспринимают окружающее. Каждому возрасту присуще свое мировоззрение. Детям старше трех лет необходима компания ровесников, которые бы разделяли их интересы и мыслили теми же категориями. Ребенок не может полноценно усвоить взрослый способ мышления, не пройдя ряд последовательных "детских" ступенек. Кроме того, как бы ни старался взрослый быть внимательным к ребенку, тот все равно чувствует себя рядом с взрослым младше, глупее, слабее. Детский коллектив незаменим для развития личности ребенка, умения общаться.
Никита чувствует, что мое терпение истощилось, и временно оставляет меня в покое. Бежит к папе.
Да, ребенок, с головой погружающийся в свое увлечение, - настоящее испытание для терпения взрослых. Но, пожалуй, "невнимательные" дети хуже. Они каждую минуту хватаются за новое занятие, тут же бросают его, скучают. Тут не удастся отделаться поддакиванием. Приходится самому придумывать ребенку дело, да еще изощряться, стараясь удержать детский интерес хоть на минуточку дольше.
Иногда, правда, попадаются уникальные дети, которые совсем не доставляют взрослым хлопот. Они способны подолгу играть сами с собой. Одна моя знакомая кладет перед маленькой дочкой коробку из-под конфет ассорти, груду пуговиц и занимается своими делами. Девочка часами раскладывает и перекладывает пуговицы по ячейкам коробки. Говорят, что и сама приятельница в детстве была такой же. Ее мама до сих пор с умилением вспоминает, что Мариночку было не слышно и не видно в доме. Она часами могла рисовать или раскрашивать. Играла тоже сама с собой, и никто не знал в какие игры.
Правда, "приятная" детская способность занимать самим себя имеет оборотную сторону. Такие дети вообще редко открывают свою душу. Даже близким людям. На какие только ухищрения не пускаются родители, чтобы узнать, почему дочка поссорилась с подругой или почему сын не хочет ехать на экскурсию со своим классом. Непросто складываются и их отношения в коллективе. Они сами по себе, они "отстраненные". Таков брат Никиты. Когда он пошел в школу, понадобилось два года, чтобы у него появились друзья. Но и сейчас он избегает всех коллективных мероприятий, предпочитая свои книги.
Что-то я в своих размышлениях приотстала от компании. Ускоряю шаг. Чудо. Никита с папой, кажется, говорят о чем-то другом. Да, Никита держит в руках какую-то травинку и объясняет папе, почему она называется смолка клейкая, дает потрогать на ощупь. Потом какое-то время идет, внимательно глядя по сторонам. Нашел. Это борец - любимое растение. У Никиты есть своя версия такого замечательного названия, и он с удовольствием ей делится.
Оказывается, от Джеймса Бонда ребенка можно отвлечь. Нужно только вспомнить о других его увлечениях и проявить интерес к соответствующему предмету.
Тем временем мы подошли к речушке. Надо перебираться на другой берег. Немного в стороне есть подходящее бревно. Правда, оно не широкое и лежит довольно высоко над водой. Никита мнется на берегу. Я слышу, как папа говорит что-то о Джеймсе Бонде. Глаза мальчика загораются, и он решительно ступает на бревно. Вот он и на другом берегу. Мы дружно выражаем ему свое восхищение. Несколько секунд он пытается делать вид, что похвала ему безразлична, но не выдерживает и козликом прыгает по берегу, что-то выкрикивая. Очаровательное зрелище, и все мы улыбаемся.
Смеркается. Сегодня мы задержались. Земля раскисла, идти трудно, а до станции еще довольно далеко. Никита порядком устал. Он начинает виснуть на взрослых, капризничать. Просит то попить, то поесть. Надо сказать, мы все не прочь бы перекусить, но все уже съедено. Никите придется терпеть. И здесь на помощь опять приходит Джеймс Бонд. Нет, никто не пытается усовестить Никиту, ставя ему в пример любимого героя. Сейчас это только обидит его и разозлит. Как-то невзначай, мама просит напомнить какой-то эпизод. Она ведь не смогла досмотреть серию. Тогда Бонда запаяли в какую-то трубу. Как же ему удалось выбраться? Никита начинает рассказывать. Сначала нехотя, "через губу". Но постепенно увлекается. Тем более что мама, кажется, действительно заинтересовалась. Оказывается, Джеймс Бонд прыгнул на тележку, которая заваривала швы, и сломал ее. Тогда ремонтные рабочие пошли проверять, в чем дело, и освободили его. Похоже, мама нашла лучший выход из ситуации. Конечно, слушать про Бонда - не бог весть какое удовольствие. Но по сравнению с необходимостью тащить за руку ноющего ребенка...
Вот и станция. Джеймс Бонд оказался совсем не таким занудным и навязчивым попутчиком, как казалось вначале.
Если ребенок, "как дятел, долбит одно и то же":
- можно его отвлечь,
- можно поддерживать тему, ограничивая свое участие поддакиванием,
- можно развить тему так, чтобы они стала интересна и вам,
- можно найти ребенку компанию, которая разделяла бы его интересы.
Детское увлечение можно использовать в своих целях, "обыграв" в соответствии с ситуацией:
- чтобы привлечь и удержать внимание,
- чтобы отвлечь от чего-то другого,
- чтобы похвалить или пристыдить,
- чтобы лучше понять ребенка и его взгляд на вещи.