Российская школа переживает эпоху больших перемен. В самом разгаре эксперимент по Единому государственному экзамену, который сейчас сдают выпускники школ из 47 регионов Российской Федерации. В следующем году эксперимент будет расширен, а к 2005 году ЕГЭ будет внедрен во все регионы страны.
И у детей, и у родителей в связи с этими нововведениями очень много вопросов. На многие из них и ответил министр образования Владимир Филиппов на пресс-конференции, которая состоялась в "АиФ".
- Владимир Михайлович, многие родители волнуются, являются ли результаты ЕГЭ "пожизненными" - как быть тем, кого не удовлетворяет результат или кто заболел и был на экзамене "не в форме"? Можно ли будет пересдать экзамен в следующем году?
- Конечно. Ведь сейчас происходит то же самое. Сдает ребенок вступительные экзамены в вуз, недобрал баллов - приходит через год и сдает. В рамках ЕГЭ ничего не меняется. Каждый человек имеет право через год, через два, через три - когда захочет - прийти и еще раз сдать ЕГЭ. Но он будет сдавать экзамен уже не в своей школе, а в специальном Центре ЕГЭ. Как правило, такие центры организуются в одном из вузов в том же самом регионе.
- А как быть выпускникам прошлых лет?
- Тоже сдавать ЕГЭ. Если человек окончил школу 12 лет назад и захотел поступить в вуз на бюджетной основе, что он сейчас делает? Едет и сдает вступительные экзамены. А после введения ЕГЭ ему никуда не нужно будет ехать. Он придет в свой Центр ЕГЭ и сдаст экзамены на месте. А потом по почте вышлет свои результаты в пять или двадцать пять вузов.
- Будут ли при новой системе у медалистов преимущества при поступлении в вуз?
- Я уже неоднократно говорил, что, наверное, мы сделаем золотые медали очень большими... Шучу, но вполне возможно, что мы их сделаем настенными, как делают во всем мире, чтобы они висели на стене или хранились на память где-то в шкафу, - это медаль за успехи в окончании школы. Но при поступлении в вуз сама медаль уже не будет играть никакой роли. Человек должен показать на ЕГЭ, что он знает лучше других. Потому что сейчас медаль - это оценка, которую выставляет ему школа за отличные успехи в этой школе. И между медалями в одной школе и в другой - огромная разница. Кроме того, ту ложь, когда мы вытягиваем на медаль детей всяких начальников, видят все дети, сидящие рядом в классе. А мы потом говорим про воспитательную работу, про роль Достоевского в духовной нравственности и т.д.
Дети видят и другую нашу ложь - когда мы тянем троечника, а он упирается: "Да я не хочу эту тройку, я пойду сейчас мыть машины и заработаю намного больше". А ему не ставят двойки, потому что тогда пострадают показатели школы.
Система единого экзамена решит все эти проблемы. Никто уже не будет говорить ни о двойках, ни о тройках, ни о пятерках - получил ученик 12 баллов из ста, записали ему это в аттестат, набрал из 100 баллов 3 - запишут ему три балла (хотя двойка это уже 30 баллов) - дальше ему самому решать, как он распорядится этими баллами. Поэтому, я думаю, что система ЕГЭ в значительной степени повлияет и нравственно на нашу школу, она прекратит заставлять учителей врать и в какой-то степени простимулирует самого ученика.
- Москва еще не включена в эксперимент, однако часть вузов в этом году уже будет зачислять студентов по результатам единого экзамена. Как будут уживаться эти две системы - старая и новая, в том числе в рамках одного вуза?
- Вначале хочу сказать, что Москва и Санкт-Петербург принципиально не могут полностью участвовать в эксперименте в том же формате, что и другие 47 субъектов РФ. Потому что суть эксперимента в том, что все школы данного субъекта Федерации сдают ЕГЭ по определенному для них количеству предметов, а все вузы данного региона обязаны засчитывать эти итоги. Если бы мы работали по такой схеме и в столице, все ее вузы заполнились москвичами, а дети из других регионов не смогли бы сюда приехать. Поэтому Москва в обычном режиме участвовать в эксперименте не может, это первое. Второе - уже в этом году 16 московских вузов будут засчитывать итоги ЕГЭ и среди них действительно известные: Финансовая академия при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов - в нем, в частности, под ЕГЭ отданы 13 специальностей.
Эти 16 вузов в конце июля будут проводить свои вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Ребята придут в эти вузы и будут сдавать экзамены так же, как это делают сейчас выпускники школ, участвующих в эксперименте.
- Не пострадают ли интересы москвичей при переходе на ЕГЭ?
- Я считаю, что в эксперименте 2004 года они получают реальное преимущество по сравнению с этим годом. Сейчас, в июле, они должны идти и сдавать экзамены в каждый конкретный вуз. А на следующий год, когда почти половина московских школ будет участвовать в эксперименте, все эти дети в июне у себя в классе сдадут выпускные экзамены, но уже в форме ЕГЭ. У них будет 2 пути: если они захотят поступать в МГУ, МГИМО и другие вузы, не участвующие в эксперименте, в июле им нужно будет сдавать обычные вступительные экзамены. Но у этих детей появится и еще один серьезный шанс - одновременно они могут послать свои данные в пять или в двадцать пять вузов Москвы, участвующих в эксперименте. Им не нужно будет приходить в эти вузы - экзамены они будут сдавать в своей школе. Кроме того, у ребят появится гораздо больше запасных вариантов. Не два-три, как сейчас, а 15-20. Поэтому на самом деле у московских школьников появляется огромный плюс. Страх перед экспериментом есть только у некоторых директоров школ - потому что сразу будет видно, кто как учил.
- А как будет формироваться рейтинг - ведь абитуриент передает свои данные в несколько вузов, потом остается в одном, а из других его соответственно вычеркивают?
- Вначале хочу обратить ваше внимание на то, что система рейтингов существует и сейчас - на момент зачисления приемные комиссии должны знать, в какой вуз ребенок принес оригинал своего аттестата. В следующем году мы апробируем систему уже на основе ЕГЭ, а с 2005 года надеемся, что эта система приема в вузы будет доступна для всех детей страны. Выглядеть это будет так. Сдав в июне ЕГЭ - а их будет пять: два обязательных и три по выбору с учетом профиля того вуза, куда выпускник намерен поступать, - он, никуда не уезжая, посылает итоги экзаменов в пять или в двадцать пять вузов страны. Получив документы от абитуриентов - по факсу, по интернету, по почте или же кто-то принесет их сам, - все сведения вводят в базу данных. На всю страну в следующем году в июле в интернете будет вывешена информация о каждом вузе. Причем по каждой специальности будет указано конкретно, сколько выделено бесплатных учебных мест - проведена такая красная черта. И всем детям, всем родителям в течение июля день и ночь будет видно, в каком вузе по проходным баллам их ребенок находится над чертой, а в каком под чертой. Будут опубликованы фамилии - Иванов, Петров, Сидоров, и столько-то баллов у каждого. 31 июля в 24 часа черта подводится окончательно. А затем наступает процесс, когда надо с первого по пятнадцатое августа принести оригинал своего аттестата в один из тех вузов, которые тебя приняли и который ты выбрал. 15 августа происходит подвижка - действительно, человек остался в одном вузе, а из других, которые его принимали, фамилия убирается. Кто-то из тех, кто был ниже черты, поднимается вверх. И до первого сентября мы решаем, кто куда поступил.
- Если человек получил на ЕГЭ по какому-то предмету мало баллов, например 30 (что сейчас соответствует двойке), может ли он участвовать в конкурсах вузов?
- Сейчас нашу систему поступления в вузы не признают на Западе только потому, что мы принимаем фактически без учета успехов в учебе и материального положения семьи. Если ты не поступил по бюджету - недобрал нескольких баллов, вуз назначает стоимость обучения, например 2000 долларов в год. Сколько ты недобрал - 1 балл или 7 - неважно, плати 2000, и ты поступишь. Такой прием в вузы - за плату - в Европе не признается. Оплата должна быть дифференцирована в зависимости от баллов, с которыми ты пришел, и от возможностей твоей семьи. Недобрал 1 балл - платишь за обучение одну сумму, 10 баллов - другую. И есть граница, ниже котрой опуститься нельзя.
Наши соседи по государствам СНГ, которые ввели у себя единый экзамен - Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, эту проблему уже решили. Они постановили, что, если человек на едином экзамене набирает менее 40 баллов из 100, он не имеет право поступать ни в какой вуз даже за миллион долларов в год. Мы же принимаем сейчас даже двоечников, лишь бы у них был тугой карман - ты будешь студентом, в армию тебя не заберут. От такой системы и мы будем уходить.
- Вы сказали, что результаты ЕГЭ покажут, в какой школе учили хорошо, а в какой хуже. А что будет с теми школами, в которых, как выяснилось, учили хуже, их как-то будут наказывать?
- Думаю, что на первых этапах школе будет даже выгодно себя показать "не в самом лучшем свете". Дело в том, что мы ставим задачу на основе единого экзамена выявить уровень преподавания для того, чтобы начать оказывать помощь школам. Нам важно знать, в чем там проблема: то ли нет учителя по предмету, то ли он не прошел повышение квалификации - тогда мы ему в этом поможем, то ли в этой школе нет оборудования - химической лаборатории - тогда надо его купить. Поэтому, прежде чем строго спрашивать, мы в первую очередь будем помогать этим школам. А если по всем нашим параметрам в школе все в порядке, но она все равно показывает плохие оценки по отношению к другим школам, здесь надо будет делать выводы. И первыми их сделают сами родители. Из года в год они этого не потерпят. Но и нам, управленцам, нужно будет делать выводы - по отношению к работе директора и педагогического коллектива.
- Сейчас, после единого экзамена по литературе, очень много дебатов по поводу формы его проведения. Не собираетесь ли вы в следующем году отменить ЕГЭ по этому предмету?
- Споры об экзамене по литературе идут каждый год. Сейчас единый экзамен критикуют прежде всего недобросовестные директора школ, которые не хотят подпадать под систему ЕГЭ (а на самом деле не хотят быть под контролем общественности). Они выдергивают одну-две фразы из контрольных материалов по литературе и говорят, что это плохо и поэтому единый экзамен не годится. Но мы и не говорим сегодня о том, что уже имеем идеальные контрольно-измерительные материалы - и по истории, и по литературе, и по другим предметам. Мы вообще пустили ЕГЭ по литературе только первый год, а не третий. А можем и вообще отменить единый экзамен по литературе, можем проводить его в форме сочинения, как и был, - это тоже вопрос, который требует решения. Но не апробировать подход в рамках ЕГЭ мы не могли.
Кроме того, разрабатывали контрольные материалы ЕГЭ по литературе не химики и не биологи, а специалисты - рядовые учителя литературы, методисты, профессора Московского государственного университета, Московского педагогического университета имени Ленина. Но подчеркиваю, что мы не держимся за форму какого-то экзамена. Вполне возможно, что экзамен по литературе будет и в форме сочинения. А разве мы с вами довольны темами сочинений, которые семьдесят лет пытаемся апробировать? Мы каждый год их критикуем, и в этом году было то же самое. Но эти темы придумали опять-таки учителя литературы, преподающие в школе. Более того, когда мы несколько лет назад вместо сочинения пошли на другую форму выпускного экзамена по литературе, опять было много недовольных. Сейчас у нас есть три формы: сочинение, изложение с творческим заданием и диктант. Когда мы опросили все 89 субъектов Федерации - что лучше, как, в какой форме проводить экзамен по русскому языку и литературе в 11-м классе? 40% ответили - оставьте сочинение, 40% - оставьте изложение с творческим заданием, и 20% высказались за диктант. Если мы даже по форме не имеем единства, а хотим уже по первому году судить, имеют ли смысл единые экзамены по литературе или нет. Но ЕГЭ для детей выгоден. Для родителей тоже - чтобы знать, какая школа и как учит. А мы в системе образования работаем прежде всего на них.
Что такое ЕГЭ?
Это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Как проводится ЕГЭ?
В условиях, максимально обеспечивающих достоверность результатов. Результаты проверяются на компьютерах (ответы на задания типа "А" - выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы). Ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить репетиторство и взяточничество.