НЕДАВНО ко мне зашла на огонек соседка, как она сказала - "просто поговорить". Но я-то знаю, что у нее проблемы, она ищет помощи.
- Понимаешь, я почувствовала, что у Алеши кто-то есть, еще когда я была беременна Олечкой, - начала свою исповедь Леля. - Я вызвала его на прямой разговор, но он все отрицал. После этого разговора все снова шло гладко. И тут я совершенно случайно, гуляя с коляской, увидела его вместе с молоденькой девушкой. Они шли по бульвару, болтая друг с другом, и он нежно обнимал ее за талию, как когда-то меня... После этого я устроила Алеше дикий скандал, уже собирала вещи свои и Олечкины, чтобы уйти к маме... Он стоял передо мной на коленях, плакал, умолял остаться, говорил, что любит только меня и эта девушка - просто случайность. Я простила, а через год у нас родился Вадик. Он так хотел сына, и я надеялась, что второй ребенок крепче привяжет его к семье. Но, увы!.. Он вел себя чрезвычайно осторожно, старался не задерживаться на работе, был ко мне необыкновенно внимателен, но я все равно чувствовала, что я у него не единственная. Не могу объяснить, как именно я это ощущала, каким седьмым чувством, и не ошиблась. Знаешь, ведь всегда найдутся "добрые люди", которые рады сообщить "радостную" весть. Сначала это была Вика, студентка. Потом Марина, лаборантка с его работы. Была еще Галя - не знаю, где он с ней познакомился. Были еще и другие... и есть сейчас. Мне это надоело, я хочу развода. А он умоляет меня не делать глупость, не расставаться с ним - ведь нам так хорошо друг с другом и он меня так любит!
Леля замолчала. Собственно говоря, она уже приняла решение. Ей нужна только моя моральная поддержка. Миниатюрная женщина с двумя маленькими детьми, готовая храбро противостоять жизненным трудностям - теперь уже в одиночку. Но куда она смотрела раньше?
Дело в том, что я хорошо знаю не только Лелю, но и ее неверного супруга. Мы все учились в одной школе, и всегда девочки, потом девушки, а впоследствии и взрослые женщины влюблялись в Алешу, они на него просто слетались, как пчелы на мед. Он не писаный красавец, нет - просто от него исходит особое обаяние, при виде симпатичной мордочки его лицо просто расцветает в улыбке - и женские сердца от нее тают.
Так как мы живем в одном дворе, я знаю не только про Вику, Марину, Галю, но и про многих других. А до Лели... сколько еще их было!
- Леля, ну о чем ты думала, когда согласилась выйти за него замуж? Ведь тебе было уже не восемнадцать! Ты же знала, что до тебя он был уже трижды женат, что его браки быстро распадались...
- Конечно, знала. Но он так красиво признавался мне в любви! Говорил, что я та единственная, которую он искал всю жизнь, что из-за меня он покончит с прежними увлечениями... И я ему верила! И к тому же, признаюсь, я сама далеко не девочка в известных отношениях - в постели его невозможно ни с кем сравнить...
У Лели по щекам текут слезы. Она не злится ни на блудного мужа, ни на судьбу, она просто отрывает от себя кусочек жизни... Она сильная, я верю, что она выдюжит. Но сколько таких женщин, как она, сделали в своей жизни неверный выбор, выйдя замуж за мужчину, совершенно не способного быть верным супругом!
Откуда же возникают такие донжуаны? Кстати, психопатологи изобрели термин "донжуанизм", за которым скрывается не один, а несколько видов отклонений у мужчин. Первым кажется желанной только та женщина, которую они еще не познали плотски. Они искренне полагают, что стоит ее добиться - и они будут счастливы всю жизнь! Но, увы, за моментом физического обладания следует разочарование и даже отвращение - и вот они уже снова в поисках.
Именно такие донжуаны предстают нам в творениях классиков. Наиболее откровенен в этом отношении мольеровский герой: "...Зарождающееся влечение таит в себе неизъяснимое очарование, вся прелесть любви - в переменах... Но когда ты своего достиг, когда уже нечего ни сказать, ни пожелать, то вся прелесть страсти исчерпана и ты засыпаешь в мирном спокойствии этой любви, если только что-нибудь новое не разбудит вновь твои желания и не разбудит твое сердце чарующей возможностью новой победы".
Существуют на свете и совсем другие донжуаны, которые не могут достичь не психического, а сексуального удовлетворения - попросту говоря, они импотенты. Такие несчастные долго ухаживают за женщиной, обвораживают ее, доводят до грани, когда она уже не может не отдаться, а затем с презрением отталкивают. Испытав таким образом суррогатное удовлетворение, они уходят на поиски очередной жертвы. Отсюда многочисленные фантазии на тему о том, что Дон-Жуан был женщиной. Например, пьеса С. Алешина "Тогда в Севилье", где героиня под маской Дон-Жуана никак не может отбиться от осаждающих ее дам.
Но большинство из тех, кого мы привыкли называть донжуанами, это отнюдь не закомплексованные страдальцы, а, наоборот, сильные, уверенные в себе мужчины, которые действительно любят женщин - причем всех сразу и каждую в отдельности - в тот момент, когда они держат ее в объятиях! Таков Дон-Жуан Байрона. Правда, в странах англоязычных культур таких героев-любовников называют не донжуанами, а казановами, по имени знаменитого венецианца, который по-настоящему влюблялся в каждую женщину, которая ему встречалась. Ах, какая возникла у него дилемма, когда он занимался любовью сразу с двумя возлюбленными и так боялся пренебрежением обидеть ту, которую любил больше: "...Кажется мне, я бы отдал свою жизнь и за одну из вас, и за другую".
Последователи неутомимого Джакомо обладают обычно не только природным обаянием, но и выдающейся сексуальной конституцией. Они необыкновенно красиво и галантно ухаживают, на таком же высоком уровне держат планку и в сексе - они опытны и при этом никогда не забывают о партнерше, доставляя ей поистине незабываемое удовлетворение. Но это только на одну или несколько ночей: очень скоро он влюбится в другую, и тогда вам еще долго придется ждать своей очереди...
Такие донжуаны (или казановы) - отнюдь не только литературные герои, они бродят среди нас и внимательно заглядывают в глаза мало-мальски привлекательной женщине. У многих из них свой кодекс чести: они не соблазняют невинных девушек, чтобы не брать грех на душу, и вообще стараются не причинять лишних страданий. История сохранила для нас имена знаменитых любителей женщин; одним из них был король Генрих IV ("Жил-был Анри IV, он славный был король..."), любимый герой французского фольклора. Молва приписывала ему сотни любовниц, а некоторые его приключения, например с женой угольщика или с мельничихой, остались жить в легендах.
Словом, донжуаны - великолепные любовники, но они же совершенно отвратительные мужья, и, как говорится, не по злобе, а по природе. Кстати, сами они обычно не осознают, какие страдания может причинить их любвеобильность, и имеют привычку жениться - в этот момент они убеждены, что им не нужно никого, кроме единственной избранницы. Я абсолютно уверена, что и сейчас Алеша любит Лелю, но он просто не может не любить и других.
Что же делать? Очень просто - не выходить замуж за донжуана, если, конечно, вы не согласны закрыть на некоторые вещи глаза. Например, у великого физика Ландау, который был не только гениальным ученым, но и страстным любителем женского пола, был договор с женой: она - хозяйка его дома, но не мешает его увлечениям.
Еще можно рискнуть и связать свою жизнь с постаревшим донжуаном накануне его выхода на пенсию, но возраст и потасканность еще ни от чего не гарантируют, и даже в такой ситуации справиться с подобного рода мужем может только очень умная женщина.
Пользоваться ли услугами жиголо или нет - это личное дело каждой женщины. Но, к сожалению, многие не самые бедные дамы - обладательницы красивых, темпераментных и молодых мужей - требуют от них, чтобы они тоже вносили свою лепту в семейный бюджет. Они не понимают, что это совсем другой случай, на самом деле их замечательные супруги вносят свой немалый вклад в их семейное благополучие, правда, не в денежном выражении.
Кстати, клан таких молодых и темпераментных мужей богатых жен появился совсем недавно, одновременно с развитием рыночных отношений. Как-то мы с одной из моих пациенток, красивой женщиной, у которой уже были внуки, подсчитывали, во что ей обошелся кратковременный роман с двадцатипятилетним молодым человеком, утверждавшим, что любит ее без памяти. Золотая цепочка... Антикварные книги... Очень крупная сумма денег... Замки, которые пришлось менять дважды. Получалась очень приличная по тем временам сумма.
- Но скажите, Лена, разве у вас был еще когда-нибудь такой любовник?
- Нет, ничего подобного я никогда в жизни не испытывала. Думаю, то, что я с ним познала, стоит и пропавших денег, и потрепанных нервов.
Психотерапевт не должен давать советы, но я все-таки рискну и посоветую: милые читательницы, избегайте донжуанов как огня, если вы слишком легко влюбляетесь и хотите серьезных отношений, в противном же случае - рискните, и, может, за одну ночь вам откроется больше, чем за всю жизнь.