Родителям обычно нравится стремление ребенка всегда быть впереди. "Пусть растет лидером, - считают они, - тогда всего добьется в жизни". И редко кто задумывается: каким вырастет ребенок, вынужденный постоянно соперничать со сверстниками, доказывая, что он самый-самый.
НА ДЕТЕЙ, которых воспитывают в таком духе, порой бывает жалко смотреть. От природы совсем не конкурентные, тихие, скромные, они быстро начинают чувствовать свою ущербность, видя, что им никак не удается оправдать ожидания родителей. И в результате становятся забитыми, закомплексованными.
А бывает наоборот. Ребенок жаждет лидерства. Он буквально во всем хочет быть первым, но поскольку так не бывает, в душе его копятся обиды. Он считает себя несправедливо обойденным, и если родители продолжают ориентировать его на состязательность, в ребенке развиваются зависть, агрессивность, тяготение к демонстративным выходкам. Лидера при этом из него так и не получается, потому что лидер умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми.
Кто добьется успеха?
ИДЕЯ личного успеха в нашей культуре никогда не была главенствующей. И даже наоборот, люди, которые шли к своей цели напролом, "по головам", дружно осуждались. А слово "карьерист" до сих пор имеет ярко выраженный отрицательный оттенок. Да и характер у нас в общем-то не соревновательный. Ориентация на успех зачастую невротизирует. Сколько раз доводилось слышать: "Я вообще-то хорошо плаваю (бегаю, печатаю на машинке и проч.). Но наперегонки - не могу. У меня сразу руки-ноги деревенеют".
Людям кажется, что они не смогут соответствовать предъявляемым к ним требованиям, и многие предпочитают заранее отказаться от соревнования, даже не попробовав в него вступить. А одна из наиболее распространенных жалоб родителей выглядит так: как у ребенка что-то не получается, он наотрез отказывается заниматься трудным делом. Причем чем больше амбиций у ребенка, тем меньше он готов заниматься делом, не сулящим гарантированный успех.
Так что конкурентность и соревновательность несколько разные вещи. И истоки этого следует искать в особенностях общинной психологии, традиционной для России. Ведь она никуда не исчезла с упразднением крестьянских общин, а лишь немного осовременилась и обрела другие названия (например, в советское время ее окрестили духом коллективизма). В последние годы, казалось, установки изменились, начал поощряться индивидуализм... Но для многих людей это было непереносимо, и они стали срочно "сбиваться в стаи": присоединяться к церковным общинам, клубам, ассоциациям. Причем у молодежи, воспитывающейся в новой реальности, тяга к объединению выражена даже больше, чем у пожилых людей.
Сказать, что в нашем обществе успех в принципе не поощряется, будет неправильно. Иначе у нас не было бы ни научных открытий, ни технических достижений, ни гениальных книг и картин. Но у нас больше всего ценятся победы ВО ИМЯ ДРУГИХ. Посмотрите на школьников. Кого они обычно уважают, кто становится центром притяжения в классе? Отличники? Нет. К ним отношение, мягко говоря, неоднозначное. Особенно если они кичатся своими пятерками и не дают списывать. Ребят, которые строят из себя "крутых", тоже не любят. Хотя перечить им часто не отваживаются. Тех, кто щеголяет модной одеждой, похваляется родительскими деньгами и чинами, считают воображалами. Над "якалками", всюду лезущими вперед, откровенно потешаются. А реальным лидером становится тот, кто умеет ДЕЛИТЬСЯ с другими. Делиться не только игрушками и сластями, но и хорошим настроением, фантазией, смелостью, силой, знаниями.
Превратите "я" в "мы"
ПОЭТОМУ детей, жаждущих лидерства, имеет смысл ориентировать на соревнование командой. Чтобы они стремились к успеху вместе с другими и ради других. Например, сидят они на занятиях, где нужно по очереди показывать театральные сценки. А им, в силу их характера, хочется всегда быть первыми. Что делать? Окорачивать такого выскочку? Мол, потерпи, в прошлый раз с тебя начали, теперь давай другого вперед пропустим? Но он скорее всего разобидится и начнет "качать права". С какой стати ему терпеть и кого-то пропускать?
Но ситуация кардинально меняется, если такому ребенку сказать: "А давай ты сегодня будешь самым благородным и терпеливым? Сможешь ты пропустить вперед всех ребят и не расстроиться? Обратите внимание других ребят на его благородный поступок. Смотрите, ребята, ему так хочется выступить первым, а он согласился вас пропустить".
У конкурентных детей следует как можно скорее сформировать чувство группы. Для них это трудно, ведь они эгоцентрики и не склонны к сопереживанию. Но если расширить в их представлении категорию "мое", они смогут стать настоящими лидерами. Одно дело, когда конкурентный ребенок видит в детях соперников, с которыми надо бороться, и совсем другое, когда он начинает считать их товарищами, которым он, умный, сильный, благородный, будет помогать.
Очень полезно затевать игры, где нужно действовать сообща. Это и командные игры типа футбола, лапты, вышибал. И рисование на большом листе бумаги, когда перед детьми ставится задача не перечеркнуть, а дополнить замысел товарищей. И ролевые игры, в которых сквозной нитью проходит мысль о важности сплочения, дружной совместной работы (например, игры "в пожарников", "в моряков" - для мальчиков; "в больницу" - для девочек).
Откуда берутся комплексы?
НО в первую очередь надо разобраться: в чем ваш ребенок - реальный, а не такой, каким вам хотелось бы его видеть, - может преуспеть? Ведь очень часто родители стремятся реализовать в детях то, чего не удалось добиться им самим. Мама мечтала стать балериной, но не смогла, и вот она на аркане тащит дочь в балетную студию, хотя у той ничего, кроме комплексов, это не порождает, потому что у нее и ноги толстоваты, и гибкости недостаточно. А главное, не лежит душа к балету!
Присмотритесь к ребенку и постарайтесь понять, каковы его склонности. Не способности - в раннем возрасте они далеко не у всех ярко выражены, а именно склонности, обусловленные характером. Болтушка ваша дочь или молчунья? Любит фантазировать или, наоборот, удивительно практична, рассудительна? Болтливую "назначьте" искусной рассказчицей, подчеркивайте в ней это как достоинство, а параллельно помогайте овладеть риторическими приемами, боритесь со словами-"сорняками" - в общем, создавайте благоприятную почву для развития природных склонностей. У вашего мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообразительным. Он, наоборот, немного тугодум и долго раскачивается, прежде чем взяться за дело? В таком случае объявите его самым обстоятельным и разумным ребенком на свете и почаще вспоминайте пословицу "Поспешишь - людей насмешишь". Не заставляйте сына соревноваться с более проворными детьми, а если такая ситуация все равно возникнет (например в школе), подчеркивайте его плюсы. Допустим, аккуратность, хороший почерк, взвешенность ответов и т. п.
Самое главное - это предоставить ребенку адекватную площадку для самоутверждения. И если он будет доволен результатами, то желание лидировать всегда и во всем постепенно сойдет на нет. Ведь оно свидетельствует не столько о реальной тяге к лидерству, сколько о неудовлетворенности собой. Так ведут себя только несостоявшиеся люди. А когда человек находит себя в чем-то, он успокаивается и уже не рвется быть каждой бочке затычкой.
За что вы любите своего ребенка?
УСИЛЕННО поощрять в ребенке дух соревновательности опасно еще и потому, что у него могут возникнуть искаженные представления о родительских чувствах, да и о самих родителях.
"Вам нужен не я, а мои успехи", - думает такой мальчик или такая девочка.
А это ужасно обидно! Вы только представьте себе, что муж любит вас за вашу высокую зарплату (аналог школьных оценок). Или за квартиру. Или за успехи на работе. Вот почему некоторые "образцовые" дети в подростковом возрасте начинают бунтовать: перестают заниматься в кружках, запускают учебу, связываются с нехорошими компаниями.
- Меня там принимают таким, какой я есть, - вызывающе говорят они.
И, соответственно, родители начинают казаться ребенку черствыми, эгоистичными, расчетливыми. Он отдаляется от них, ожесточается, становится грубым и агрессивным. А они не понимают, в чем причина такой перемены, списывают все на дурное влияние улицы и сетуют на детскую неблагодарность.
Конечно, жизнь - штука жесткая. И конкуренция в ней о-го-го какая, сколько ни тверди, что это не в наших традициях. И нельзя же всю жизнь создавать ребенку условия наибольшего благоприятствования!
Но ведь никому не приходит в голову навьючивать на дошкольников мешок с картошкой под предлогом, что во взрослом возрасте им придется перетаскивать тяжести. Все понимают, что неокрепший детский позвоночник может не выдержать. Почему же, когда речь заходит о психике, критерии вдруг меняются?
Да, нельзя прожить жизнь в тепличных условиях. Но естественное желание попробовать свои силы возникает в подростково-юношеском возрасте. Как раз к этому моменту ребенок выйдет иэ-под родительской опеки и психика его окрепнет. И значит, он вполне готов посостязаться с миром, доказать себе и другим, что он на что-то способен.