Как добиться того, чтобы информация, которую получает ребенок в школе, становилась не помехой его здоровью, а настоящим прочным знанием? Что предлагает сегодня наука? - с этими вопросами мы обратились к Академику Российской академии естественных наук, руководителю отделения "Проблемы школьного образования" Наталии МАСЛОВОЙ.
- В образовательном процессе сегодня самое главное - реализовать личностно-ориентированный подход к каждому ученику, учитывающий его жизненный опыт, интеллектуальный потенциала и психологическое состояние. Это позволит не только предохранять ребенка от перегрузок, но и снимет стресс во время учебных занятий, вызванных различными детскими страхами.
- Но как все это может сделать учитель, у которого в классе 20 - 30 человек и на весь "учет" 40-минут урока? Это похоже на фантастику...
- Существует метод, при котором это становится не только возможным, но и неизбежным. Помните слова известного физика Л.Д. Ландау: "Метод важнее открытия, ибо правильный метод приведет к еще более ценным открытиям".
- В чем же секрет этого уникального метода, чем он отличается от традиционных?
- Традиционный метод обучения основывается на использовании в основном функций левого полушария головного мозга. Из психофизиологии известно, что новая информация первоначально обрабатывается именно функциями левого полушария, а затем передается или не передается в правое полушарие, которое формирует долговременную память. Здесь я хочу подчеркнуть, что традиционными методиками этот процесс передачи информации не управляется, и он происходит стихийно для каждого ребенка. Поэтому один запомнил учебный материал, а у другого как говорится, в одно ухо влетело - в другое вылетело. Информация становится знанием, только когда она перепроживается, становится частью личного опыта.
- И это возможно сделать?
- Конечно! Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным. Представьте себе самое вкусное яблоко, которое вы ели в своей жизни. Какого оно цвета, какого размера, какой формы, какой имеет вкус и аромат? Включите свою память, воображение, попробуйте почувствовать это яблоко всеми каналами восприятия информации. А теперь пусть это вкусное яблоко станет для вас символом математической операции деления. Яблоко мы мысленно можем разделить на две, три и т.д. части и мысленно поделиться этими частями со своими друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми и даже со всем человечеством.
Когда Вы представляли яблоко, в работу активно включались функции правого полушария, когда Вы его делили - левого. В процессе обучения, таким образом, постоянно активизируются оба полушария головного мозга. И ведь каждый ребенок, вспоминая свое самое вкусное яблоко, мысленно вернется в тот пережитый им момент, когда он его ел, окунется в лично им пережитое эмоционально-положительной состояние, а это само по себе уже снятие стресса. Далее, когда ребенку предлагается поделиться с друзьями, другими людьми, с человечеством - это уже выход на формирование моральных ценностей. Когда дети учатся таким образом, у них складываются совершенно иные отношения в классе, друг с другом другу, с родителями.
- Да... Я так хорошо представила себе яблоко, что "слюнки потекли". А как же дети? Они и так все время хотят есть, а тут еще такие представления. Это не вредно?
- Если учитель использует такой образ, то желательно, чтобы затем он показал натуральное яблоко, поделил его на части, дал каждому понюхать и попробовать и предложил сравнить с тем яблоком, которое представил ребенок.
- Сколько же времени от урока занимает такое детальное "исследование яблока"?
- Не более 2-3 минут. Зато дети проживают информацию, "вгрызаются" в нее, и она становится частью их жизни. Вы не представляете, какое оживление, воодушевление и удовольствие царит в классе в этот момент! В то же время снимается напряжение, наступает момент релаксации. Результат просто замечательный!
- Но у этой замечательной методики есть и еще одна немаловажная сторона, вернее даже две, и обе, увы, материальные. Во-первых, учителю, наверное, сложнее готовиться к таким занятиям и его "умственные затраты" несопоставимы с мизерной зарплатой. А во-вторых, приносить на каждый урок такие угощения - весьма накладно.
- Вопросы, конечно, серьезные, но разрешимые. Совершенно не обязательно на каждом уроке использовать съедобные образы это могут быть просто красивые природные или даже метафоричные образы. Но если учитель предполагает "вкусовое закрепление" информации, то активно помогают родители - часто они сами звонят накануне, интересуются что можно передать для урока. Поверьте, это не обременительно, но зато очень эффективно. Судя по отзывам, результат превосходит все трудности. Например, совершенно незнакомая нам 12-летняя девочка из Киева, после открытого урока, который давали наши специалисты, заявила "Каждый ребенок имеет право, хоть один раз в жизни побывать на таком уроке!".
А ученики 6 класса написали: "Нам не нужны каникулы, хотим ходить на такие уроки круглый год". Ученица 8 класса Якутской школы назвала такой урок "самым лучшим в моей жизни". Мы имеем сотни отзывов - и детей, и их родителей, и педагогов средних школ, и институтов.
- Получается, что это настоящее открытие?
- Да, и эта методика запатентована. Обучение с ее использованием дает потрясающий здоровьесберегающий и здоровьевосстанавливающий эффект. Она разработана в рамках концепции ноосфреного образования.
- Что значит - "ноосферного"?
- Прилагательное ноосферное образовано от греческого слова нус (noos) - разум. Ноосферное образование - образование разумное.
- А что делается для внедрения такого разумного образования?
- Созданы комплексные учебные пособия, по которым могут заниматься школьники и педагоги, работают курсы повышения квалификации для учителей, психологов, работников дошкольных учреждений и желающих родителей. Использование такой методики в школе не является обязательным, Оно должно быть согласовано с родителями.
- Интересно, по этой методике занимаются лишь благополучные или одаренные дети?
- Она эффективна и для них, и для неблагополучных детей - с девиантным поведением, с легкой степенью задержки умственного развития. У нас есть опыт работы с социальными сиротами, с выпускниками коррекционных сиротских учреждений и даже с наркоманами. Я считаю, что за ноосферным - разумным образованием - большое будущее.