Обычно ребенок учится плохо не потому, что у него не хватает интеллекта или усидчивости, а по причине хронического дефицита понимания и поддержки со стороны учителей и родителей.
УЧИТЕЛЯ часто считают нашего ребенка недостаточно умным, воспитанным, усидчивым, в общем, каким-то неправильным. В результате этого мы начинаем думать, что мы плохие родители или исполняемся ненавистью к школе, к учителям, которые не могут оценить истинных талантов нашего гениального ребенка.
В самом худшем случае мы сердимся на собственного ребенка, формируя в нем комплекс неполноценности. И то, и другое приводит к хроническому конфликту ученика с учителями, который продолжается всю жизнь: сначала в стенах школы, затем в душе нашего драгоценного ребенка.
А каковы ваши собственные эмоции, когда вы вспоминаете о школе? Проведите экспресс-исследование среди своих коллег: друзей, родственников, просто тех, кто оказался под рукой. Вы ужаснетесь, насколько фатально действие школьной жизни на человека, по своей силе оно сравнимо разве что с влиянием на нас наших родителей.
Мой опыт показал, что у большинства людей, мягко говоря, неприятные воспоминания о школе, нет желания навестить ее, зато есть стремление избежать визита даже в тот район, где прошло детство. И это вполне объяснимо: неприятно вспоминать о том, что когда-то был маленьким, беззащитным, полностью зависимым, притом что родители и учителя использовали свою власть не всегда в гуманных целях.
Почти в каждом из нас живут школьные "занозы". Не с одним взрослым успешным человеком мне приходилось обсуждать подробности его школьной жизни. Так, Жанна, окончившая школу с золотой медалью, а затем экономический факультет МГУ, до сих пор с дрожью в голосе рассказывает о том, как изводила ее учительница по английскому языку.
Кстати говоря, почему-то в моем опыте консультирования школьных проблем чаще всего именно учителя иностранных языков становятся отрицательными персонажами в жизни ученика. Может быть, из-за особой престижности предмета и развивающимся в связи с этим высокомерием предметника.
На первый взгляд, казалось бы, какое отношение имеет та заплаканная от обиды шестиклассница к сегодняшней преуспевающей бизнес-леди, руководящей отделом банка? Жанну до сих пор мучает фатальная неуверенность в себе, она боится выглядеть нелепо, не умеет убедительно возражать, нерешительно ведет себя в проблемных ситуациях.
Все это грозит ей, несмотря на блестящее образование и достаточный уровень профессиональной компетентности, понижением в должности и, соответственно, в зарплате.
Может быть, когда-нибудь и "отольются кошке мышкины слезки", но пока именно Жанне приходится в прямом смысле слова платить за тот давний школьный конфликт.
В ходе нескольких консультаций нам удалось "принять, простить и благополучно забыть" то детское недоразумение с агрессивной учительницей английского языка. Мы проиграли основные травмирующие школьные ситуации, в которых маленькая Жанна вела себя неуверенно и зависимо, с сегодняшних взрослых позиций, то есть преобразовали детскую беззащитность во взрослую уверенность в себе.
Кульминацией этого процесса стал ее визит в школу к своей ранее ненавистной учительнице с коробкой конфет и благодарностью за все хорошее, что, тем не менее, та дала. В ходе личной встречи Жанна как бы случайно заметила, что в детстве очень обижалась и даже злилась на нее, и к своему удивлению, прочитала в глазах учительницы растерянность и неловкость. Далее беседа перешла из школьного коридора в кабинет английского, где бывшие учитель и ученица поговорили друг с другом просто как два взрослых человека, две женщины, способные понять друг друга. Через час Жанна вышла из школы с чувством легкости и свободы от своих детских неприятностей. Позже при воспоминаниях о школе она испытывала уже не прежний ужас, страх и вину, а всего лишь легкое сожаление о тех недоразумениях, которые пришлось пережить.
Понятно, что после таких радикальных преобразований школьных травм Жанна стала чувствовать себя более свободно во всех сферах своей взрослой жизни, а в ее карьере уже никто не сомневался.
Пережив в свое время трудности школьной жизни, мы, конечно же, всеми силами стремимся, чтобы судьба нашего ребенка складывалась более благополучно, чтобы он рос в обстановке поддержки и понимания со стороны учителей.
Поэтому неожиданно возникающие его проблемы с учителями могут приводить нас в ужас. И беспокоит в этом случае не столько то, что может пострадать формальная успеваемость (учитель будет занижать отметки проблемному ученику), сколько ущерб для ранимой психики ребенка. Вследствие сложных отношений с учителями происходит одно из двух: либо падает самооценка ребенка и он становится покорным, либо растет самоуверенность и агрессивность. Второй вариант, кстати, более благоприятен для психики ребенка, хотя и совсем неудобен для родителей. Ребенок через агрессивное, демонстративное поведение отстаивает свободу своей личности, доставляя много проблем взрослым.
Родителям в этом случае приходится нести двойную нагрузку - решать свои проблемы с ребенком, оказывать ему психологическую поддержку в конфликтных отношениях с учителями. И здесь важнейшим фактором является простое человеческое общение с учителем и сочувствие, как ему непросто приходится с вашим ребенком - это уже наполовину уменьшит напряжение ситуации. Если к этому прибавить вашу естественную благодарность за то, что учителя в это непростое время продолжают заниматься образованием, выраженную в традиционных материальных эквивалентах, то конфликтность понизится еще на четверть. А оставшаяся четверть - это ваш потенциал быть психологом и конфликтологом в одном лице: стать инициатором процесса конструктивных переговоров с учителем и ребенком о реальном решении проблемы. Только в самых крайних случаях можно рекомендовать переход в другую школу. Этого радикального шага не следует бояться, так же как взрослые в крайнем случае меняют место работы.
Постарайтесь увидеть в учителе союзника и поддержать в нем хорошее отношение к ребенку, советоваться с ним о возникающих сложностях. Попросить его обратить внимание на своего ребенка, дать ему объемное представление о семейной ситуации. Нужно искать любые возможности, чтобы стать партнерами.
Если учитель - упрямый человек, и настойчиво считает вашего ребенка плохим, для воздействия на него можете поговорить с его начальником - завучем, директором, школьным психологом. Причем нужно не жаловаться, а попросить о помощи.
Кроме того, вызвать расположение учителя можно своей общественной активностью: помогите ему решить его проблемы, внесите свой родительский взнос в деятельность класса, тогда ребенку будет легче жить.