Примерное время чтения: 4 минуты
107

Если у ребенка проблемы с речью

Продолжение. Начало в N 22, 23, 24 за 2005 год, N 1, 2, 3 за 2006 год

В шести предыдущих выпусках "Семейного Совета" директор НИЦ Биокибернетики Алексей Блудов рассказал о некоторых новых фактах и открытиях в области коррекции речевых расстройств. В своих письмах многие читатели просят порекомендовать, какую самостоятельную работу они могут провести для преодоления заикания, логоневрозов и дизартрии. Итак, слово специалисту.

ВНАЧАЛЕ давайте вспомним главное из того, что мы уже обсуждали. Начнем с проблем, связанных с заиканием. Их решение основано на убедительной статистике: большинство пациентов нашего научно-исследовательского центра - это люди, которые имеют ведущий левый глаз, а пишут правой рукой. Этот диссонанс между полушариями мозга создает условия для возникновения речевых расстройств, поскольку вызывает дополнительное напряжение двигательных речевых центров.

Важно и понимание того, что речевые спазмы и нестабильность речи возникают от повышенного тонуса нервных речевых центров. Что испуг в подавляющем большинстве случаев является не причиной, а лишь пусковым механизмом.

И, конечно, обязательно нужно вспомнить про "главный миф" о заикании. Неправильно думать, что раз заикание усиливается при появлении эмоций во время общения, то нужно лечить "неправильную психологию общения". Любые естественные и даже минимальные эмоции могут вызвать срыв стабильности речи из-за хронически повышенного тонуса речевого центра. Поэтому все исторически сложившиеся методы коррекции речи имеют общий стержень - прямое или косвенное торможение активности коры головного мозга: начиная от медикаментозного и заканчивая гипнотическим. Несколько отдельно стоят логопедические методики. Есть и специфические, воздействующие на "родственные" речевым центры управления рукой (методика Андроновой-Арутюнян) или дыханием (методика Стрельниковой), а также неспецифические - продолжительное молчание как абсолютное торможение или замедление темпа речи как относительное торможение.

То, что разработано в нашем центре, основано на совершенно другом подходе к решению проблемы. Наиболее важных методик - три. Первая - методика CAF, устраняющая разрывы и другие нестабильности речи в реальном времени, когда мы, по сути, протезируем речевой круг между губами и ушами, используя микрофон, компьютер и наушники. Вторая - методика визуализации работы голосовых связок. Пациент видит на мониторе, как работают его голосовые связки и учится ими управлять, что позволяет очень быстро компенсировать речевые спазмы. И третья методика - устранение особых обертонов в тембре голоса, которые "ответственны" за спазмы. Все эти методики также являются актуальными и для дизартрии.

В основу методики коррекции положено очень важное наблюдение, сделанное учеными нашего Центра - у людей с низким голосом речевые спазмы не наблюдаются! По крайней мере, среди тех трех тысяч человек, которые прошли через нас. Поэтому первое задание, которое я хочу предложить читателям - научиться чуть-чуть понижать голос во время речи, особенно, если вы чувствуете приближение момента спазм. Помните о том, что перед спазмом голос обязательно уходит вверх. Понижение голоса автоматически вызовет растяжение и релаксацию голосовых связок и, как следствие, снижение спастической готовности.

Задание номер два. При правильной высоте голоса вы должны почувствовать изменение его тембра - легкую вибрацию в груди. Эти грудные обертоны являются "противоядием" против спазмов на низкочастотных согласных, которые, как мы знаем, образуются над голосовыми связками - в области языка и губ.

И, наконец, третье. Установлено, что голос является зеркалом электроэнцефалограммы и "зажатый" голос влияет на эффективную работу мозга, в особенности на мобилизацию оперативной и долгосрочной памяти. Берегитесь как чрезмерного интонирования (более 38 Гц), которое нарушает работу "интеллектуального" бета-ритма мозга, так и монотонного голоса, который активирует "частоту страха" - около 7 Гц.

Особенно важно научиться соблюдать эти три несложные правила в критических ситуациях: при публичных выступлениях, на экзаменах, в эмоционально значимых ситуациях, чтоб голос не срывался на фальцет со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы помочь нашим читателям сдвинуться с "мертвой точки" мы предлагаем воспользоваться бесплатной лечебной программой, которую можно загрузить с нашего сайта www.1014503.ru.

Продолжение темы и рассказ об интересных случаях из практики лечения нарушений речи - в следующем выпуске газеты.

Оцените материал

Также вам может быть интересно