Механизм для перекачивания воды и других жидкостей. В пожарном деле без него не обойтись. До изобретения бензинового двигателя все пожарные насосы были ручными и назывались заливными пожарными трубами. В середине XVIII века одну такую трубу обслуживали примерно 50 человек. Из них 30 носили ведрами воду в специальный заливной ящик (короб), 12 в две смены качали коромысло насоса и 8 работали с выкидными пожарными рукавами и стволом. Водяная струя от такого насоса била на 6-7 метров. Позднее ведра заменили бочками, которые вместе с насосом перевозили на повозках. По тревоге надо было вручную выкатить повозку на улицу, одновременно вывести из конюшни лошадей, быстро запрячь их и мчаться на пожар. У лучших пожарных команд после многих тренировок на это уходило не более 50 секунд.
В 1829 году в Лондоне инженеры Брайтуайт и Эриксон продемонстрировали первый пожарный паровой насос. За минуту он мог перекачать тонну воды. Через несколько лет появились паровые насосы, которые перекачивали уже до 3 тысяч литров воды в минуту с дальностью водяной струи до 40 метров.
В конце XIX века на вооружение пожарных команд поступили насосы с бензиновыми и электрическими двигателями.