Примерное время чтения: 9 минут
121

На букву К, часть 2

Капельдинер

Когда вы приходите в театр, кто проверяет у вас билеты, провожает к вашему месту? Как называется профессия этих, как правило, очень интеллигентных пожилых женщин в униформах? Мы привычно называем их билетерами, но нет - это капельдинеры. Правда, это немецкое слово, обозначающее служащего театра, уже считается устаревшим.

Качалов Василий Иванович (1875-1948)

Выдающийся артист Московского художественного театра. Родился в семье священника в Вильно. Начал играть в провинциальных театрах Казани и Саратова. Прекрасные внешние данные, красивый голос могли бы обеспечить ему блестящую карьеру в амплуа героя-любовника. Но, попав в Художественный театр и познакомившись с системой Станиславского, передовыми идеями Немировича-Данченко, Качалов понял, как много ему нужно учиться, чтобы стать хорошим драматическим актером.

Надо отдать должное Качалову: не всякий уже сложившийся актер согласится на маленькие, почти ученические роли. Но как истинный художник Качалов понял природу своего таланта и на время усмирил свои амбиции. Очень скоро он становится любимцем театральной Москвы.

За долгую жизнь на сцене Художественного театра он сыграл 49 ролей, среди которых крупнейшие роли мировой драматургии: Юлий Цезарь и Гамлет в одноименных трагедиях У. Шекспира, Пимен в "Борисе Годунове" А.С. Пушкина, Тузенбах в "Трех сестрах" А.П. Чехова и многие другие.

Благодаря своему уму, таланту и непрекращающейся работе над собой Качалов стал любимым актером русской интеллигенции.

Клака (клакер)

Специально нанятая группа людей, зрителей в театре, искусственно организующая успех или провал какого-либо актера или целого представления. Можно подкупить клакера, и он освищет или забросает помидорами вашего соперника по сцене, будет кричать на весь театр: "Позор!", "Занавес!". Если вы актер, жаждущий самоутвердиться, клакер, также за плату, может вызывать вас после каждого выхода на сцену, осыпать букетами (купленными вами же), кричать: "Браво!" и "Бис!". Впрочем, бывают и клакеры по убеждению, скажем, обожающие актера Н. и ненавидящие его соперника С. Клака - весьма могущественная сила. Особенно распространена в музыкальном театре. Хотите убедиться - ступайте в Большой театр.

Комедия

Родиной этого театрального жанра, как и трагедии, тоже была Греция. Но официальное признание она получила гораздо позже.

Термин "комедия" дословно переводится с древнегреческого как "песнь комоса" (от komos - веселая процессия и ode - песня). Комос - ватага гуляк, идущих с пирушки и распевающих песни насмешливого, хвалебного, любовного содержания. Звучали песни комоса и на сельских празднествах Диониса (см. Дионисии). Истоки комедии мы можем найти в дионисийских обрядах.

Актеры комедии надевали костюмы с толстым подкладным брюхом, задом и карикатурные маски-типажи: ученый-шарлатан, хвастливый воин, шут, пьяная старуха. Сюжеты - мифологически-пародийные, фантастические, выставляющие героев в смешном виде. Но в древних комедиях смело обсуждались и самые острые вопросы политики, семьи, нравов общества и конкретных личностей.

Самым известным автором древнегреческих комедий был Аристофан. В его комедии "Женщины в народном собрании" (392 год до н.э.) женщины захватывают власть и устанавливают в Афинах коммуну: общее имущество, общие мужья и жены, и все это приводит ко многим забавным конфликтам. Среди более поздних авторов комедий можно назвать У. Шексира, Р. Шеридана, Лопе де Вега, Мольера, П. О. Бомарше, К. Гольдони, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.

Комедия дель арте (комедия масок)

Итальянский уличный театр середины XVI-XVII веков. Это веселое, заразительное, грубоватое, жизнерадостное и смелое искусство соединило традиции народного фарса (комических, бытовых, сатирических сценок) и более интеллектуального жанра - "ученой комедии", предназначенного для образованной публики. Основной чертой комедии дель арте явилось применение масок, как правило, одних и тех же: купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, лжеученый Доктор, слуги (Пульчинелла, Бригелла, Арлекин, Коломбина, Пьеро).

Хотя представления разыгрывались по сценарию (литературному тексту), широко использовалась импровизация: вольности, добавления, собственные шутки актеров, обмен репликами со зрителями. Представления сопровождались музыкой.

Комедия масок - народное, озорное, площадное искусство. С конца XVI века ее актеры стали выступать не только в Италии, но и во Франции, Австралии, Испании, Англии, но на чужбине, вне связи с родной средой, со злобой дня, с языковой стихией, это искусство вскоре заглохло. Отдельные труппы, продолжающие традиции комедии масок, сохранились в Италии и сегодня. Приемы этого вида театра использовал Карло Гоцци ("Любовь к трем апельсинам", "Принцесса Турандот").

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864-1910)

Еще одна звезда русского театра, дочь известного певца. Пережив в ранней молодости любовную драму (ее муж изменил ей с ее же сестрой), она пошла на сцену, дебютировала в Петербурге на любительской сцене, играла в провинции, затем была принята в императорский Александринский театр в Петербурге. Комиссаржевская первой сыграла Нину Заречную в "Чайке" и была единственной в труппе, кто оценил новаторство чеховской драматургии.

Уйдя из Александринского театра в 1904 году, актриса открывает свой театр, гастролирует, ищет новые формы, но разочаровавшись в этом, в 1909 году решает оставить сцену. Во время последних гастролей, заразившись на базаре в Самарканде, Комиссаржевская умирает от черной оспы. Театр ее распадается.

Она часто говорила: "Браните меня, называйте сумасшедшей, но я как-то чувствую, что никогда не умру, я вечно буду жить!" Так, по существу, и случилось: в Петербурге есть Театр имени Комиссаржевской, а легенды о ее трепетной, нежной, тонкой игре, о ее Нине Заречной в "Чайке", Ларисе в "Бесприданнице", Офелии, Дездемоне живы по сей день.

Небольшого роста, худенькая, робкая, она с потрясающим чувством пела цыганские романсы и обладала огромной, зажигающей окружающих, силой - тем, что и отличает истинных актрис. Когда занавес опускался, публика порой подолгу выкрикивала только ее фамилию, а домой она уходила по "живому коридору" из поклонниц и поклонников, которые бросали ей под ноги цветы.

Когда у Веры Федоровны появился свой театр, она неделями не выходила из него, там и ночевала, была директором, режиссером, бутафором, спорила с плотниками... Как и Ермолову, да, пожалуй, только их двоих, публика боготворила, приветствуя не только как больших актрис, но и как личностей, сильных, страстных, свободных.

Александр Блок писал о Комиссаржевской: "Я вспоминаю ее легкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров... ее печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и весна".

Крепостной театр

У И.С. Тургенева есть рассказ "Льгов", в котором дворовый человек рассказывает, кем он служил у господ: "был и ахтером, на кеятре играл. Барыня наша кеятр у себя завела. Вот меня возьмут и нарядят, я так и хожу наряженный, или стою, или сижу, как там придется. Говорят: вот что говори, - я и говорю. А потом опять в повара поступил..."

Смешно, забавно, но это типичная картина для рубежа XVIII-XIX веков, когда по всей России было множество частных помещичьих театров. Были они и раньше, со второй половины XVII столетия. Но театр чаще всего был признаком богатства его владельца, частью роскоши, способом развлекать гостей. В качестве актеров использовались слуги.

В XVIII веке в России было 173 крепостных театра, из них в Москве и Петербурге - 63. Помещики имели у себя порой до восьми актерских трупп! Актеры, музыканты, певцы обоего пола при этом широко... продавались. "Продается девушка, 16 лет, поет очень искусно, может играть театральные роли, а потом убирать со стола господ и для стола приготовлять хорошие кушанья" - вот типичное для того времени объявление. Судьба крепостных актеров была незавидной, ведь они оставались собственностью хозяина и были абсолютно бесправны. Иногда актера, вечером блестяще исполнявшего роль короля, на следующий день за какую-то провинность секли розгами на скотном дворе.

Иные из крепостных театров имели профессионально обученные труппы и размещались в специальном помещении. Чаще же спектакли давались кое-как подготовленными дворовыми к господским именинам или праздникам.

Редкостью были театры, имевшие художественную ценность, как у графа А.Р. Воронцова в Тамбовской губернии. Здесь артистов обучали, и они играли драмы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Мольера, Дидро, а не только пустенькие пьески. Здесь они получали жалованье, и ни в коем случае розгами их не секли. Известны театры В.А. Всеволожского в Петербурге, П.М. Волконского в Москве, Н. Юсупова в Архангельском.

Но самыми значительными были крепостные театры графов Шереметевых в Кусково и Останкино. Они были рассчитаны на технически сложные постановки, снабжены "машинерией сценической". А по убранству эти театры не уступали европейским! 116 драм, опер и балетов в репертуаре! Здесь игрались все европейские новинки. Так забавы аристократов порой оборачивались серьезным делом.

Крепостные артисты, купленные у Столыпина, Волконского, Демидова, составили большую часть труппы созданного в начале XIX века императорского театра в Москве. Кстати, именно о Столыпине говорит грибоедовский Чацкий: "сам толст, его артисты тощи". А у рязанского помещика Ржевского Московская Театральная дирекция купила целый балетный коллектив из крепостных девушек, и публика валом валила смотреть рязанских танцовщиц.

Кулисы

Наверняка вы слышали выражения "мир кулис", "закулисье". Считается, что кулисы - символ чего-то загадочного, тайного, запретного в театре, о чем зрителю знать не положено.

На самом деле все эти выражения - литературные, придуманные. А кулисы - всего-навсего плоские части декораций, натянутые на рамы, располагающиеся по бокам сцены. Из-за кулис на сцену выходят актеры. Там ожидают своего выхода и слушают спектакль. Там плетутся интриги, подстраиваются разные выходки и шутки.

Например, из-за кулис можно запросто рассмешить своими комментариями играющего на сцене приятеля. И такое случается! За кулисами за секунду до выхода на сцену актер или актриса трижды плюют через плечо, скрещивают пальцы, осеняют себя крестным знамением - кто во что верует! Там их встречают после сыгранного эпизода друзья, поддерживая и одобряя. Там проходит целая жизнь.

Наверное, поэтому главное значение этого слова - не чисто театральное, а легендарное.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно