Примерное время чтения: 3 минуты
83

Иду на "звезду"

На днях престижную премию "Хрустальная Турандот" вручили Кириллу Серебренникову за спектакль "Лес" по Островскому в МХТ им. Чехова. Этот спектакль - своеобразный эталон сезона.

НЫНЕШНИЙ театральный сезон еще с его середины критики начали называть "средненьким", "сереньким". Ощущаю по себе: все чаще уже не стремишься, как прежде, чуть ли не каждый вечер на спектакль - НЕИНТЕРЕСНО. Не ждешь радостных сюрпризов, открытий. Театральная попса заполнила московские сцены. Театр отвыкает будить мысль и чувство, он озабочен лишь коммерцией, все более срастаясь с шоу-бизнесом. Критерием успеха становится касса. Цена успеха - цена билета.

Социологи утверждают: две трети театральной публики - люди состоятельные, которые могут позволить себе пойти на спектакль престижный, модный, дорогой. Выход в театр превращается не в культурное, а в светское мероприятие, которое должно быть зрителю по карману. И спектакли, соответственно, все более оборачиваются ярким развлекательным шоу с популярными актерами. Лучше, чтобы они еще и пели, и танцевали. И чтобы это была не "глобалка", а комедия. Листаю столичную афишу и читаю "указатели" к спектаклям: комедия-балет, комедия-детектив, комедия сентиментальная, романтическая, лирическая, философская, уморительная, роковая, семейная, мистическая, убийственная и, наконец, улетная. На любой вкус, главное - комедия! Причем уже и из классики театры либо выбирают опять же комедии, либо ставят классику в развлекательно-нетрадиционном ключе. Так вольно Ленком поставил "Ва-банк" (по "Последней жертве" Островского), МХТ - "Тартюфа", "Современник" - "Грозу".

А уж чтобы заставить публику не только смеяться, но и чувствовать себя "приобщенной", уже стало тенденцией всячески освежать и взбадривать заигранные до дыр классические пьесы. Так, в шекспировском "Сне в летнюю ночь" (Театр им. Пушкина) действие происходит где-то в желтой, жаркой Африке, а полуодетые персонажи ловко лазают по деревьям. Герои "Ревизора" (Театр им. Моссовета) начинают спектакль на зимней рыбалке, Добчинский и Бобчинский - заядлые лыжники, Держиморда - милиционер, все же вместе губернские чиновники напоминают бандитскую группировку. Дон Жуан (Театр им. Вахтангова) медитирует, а Сганарель увлекается восточными единоборствами. Классика в первозданном виде сегодня неизменна (и востребована зрителем!), пожалуй, лишь в Малом театре - премьерная "Последняя жертва" тому пример. И в Театре им. Маяковского - "Женитьба" и "Карамазовы".

А с другой стороны - что же возмущаться? Во все времена девиз "чего изволите?" оставался в театре. Да и публика изменилась - все меньше бедных студентов и скромных интеллигентов, жаждущих приобщиться к высокому и вечному. Все больше новых и новейших русских, которые "с понтом" сообщают (сама не раз слышала!) во время спектакля по мобильнику: "Ну, че? Я ж, это, в театре!" При небогатом госфинансировании театры вынуждены, чтобы выживать, нравиться, и прежде всего небедной публике. Ставить что-нибудь попроще, поярче, покороче, без "размышлизмов" и страстей "в клочья". Вот и получается: критики кривятся и возмущаются, а публика радостно аплодирует чаще всего лишь за то, что видит на сцене "живых" звезд. По статистике, подавляющее большинство зрителей идут в театр не ради автора и пьесы - ради актеров. Идут "на звезду".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно