Примерное время чтения: 4 минуты
250

Меньшиков пустил зрителей на "Кухню"

ПРЕМЬЕРУ в "Театральном товариществе 814", а попросту говоря, у Олега Меньшикова, уже называют самой шумной премьерой сезона. Так и просится шекспировское "много шума из ничего" (причем и шума на сцене), однако оставим выводы на финал. А пока вспомним иное - дыма без огня не бывает. Огонь - это, разумеется, сам Меньшиков, личность культовая, загадочная, талантливая, увенчанная и прочее.

Дров в огонь премьеры подбросил молодой, начинающий, подающий надежды, награжденный уже престижной литературной премией и уже осторожно называемый гением драматург из Киева Максим Курочкин. Он по заказу Меньшикова сочинил пьесу "Кухня", которую потом долго переписывал в соавторстве с заказчиком (в итоге имя драматурга странным образом вообще исчезло из программки к спектаклю). Репетировали и переделывали текст несколько месяцев - последние нюансы вносились в спектакль буквально за день до премьеры. Хотелось бы, конечно, ознакомиться с текстом, дабы понять, что, собственно, хотел сказать драматург, но увы. Пришлось оценивать силу высказывания и величие замысла непосредственно в ходе постановки, а это, прямо скажем, непросто.

Спектакль, сделанный совместно с Галиной Дубовской (она - режиссер, а Меньшиков - постановщик), получился длинный, невнятный и замысловатый. В одном не откажешь известному артисту - в способности к рекламной коммерческой раскрутке. Попросту говоря: не было бы его имени в столь широко рекламируемом проекте - не было бы ровным счетом никакой сенсации, и аншлагов (которые, будем справедливы, есть), и бомонда на премьере, и бойко продаваемых с рук билетов стоимостью в сотню долларов, и официально установленных цен в партере по тысяче рублей. Выпущен обычный, проходной, рядовой и даже скорее откровенно слабый спектакль, не стоящий того внимания, которое ему уделяется. Словом, если бы нашелся человек, имеющий влияние на прекрасного артиста, который сказал бы ему по-дружески - дескать, не в свои сани не садись и спектакли не ставь, - поблагодарила бы я (и, думаю, многие мои коллеги) того человека.

При этом у "Кухни" превосходное оформление (художник Александр Попов), интересные костюмы Игоря Чапурина (тоже имя не последнее - правда, в театральной практике известный модельер - новичок), музыка Бориса Гребенщикова. Заняты талантливые актеры, прежде всего сам Олег Меньшиков. Плюс - Оксана Мысина, одна из самых ярких, хотя и скромно существующих звезд, и Никита Татаренков, и Галина Петрова, и Людмила Савченко. Но вот парадокс: при таких весомых "составляющих" спектаклю не хватает такой "мелочи", как режиссерская рука. В "Калигуле", в "Спортивных играх 1981 года" такая рука присутствовала - и то были действительно этапные и для Меньшикова, и для нашего театра постановки.

"Кухня" же разваливается буквально на глазах. Смешано все - мифы о нибелунгах, с которыми знакомы разве что книгочеи, закончившие филологический факультет, гунны, замок, убитый дракон и убитый Зигфрид, слоны, разведенные мосты, милиция, повара, ведро картошки, свадьба, официанты, уборщицы, возвышенный стиль скандинавских саг и вульгарный современный сленг, Бивис и Бат-Хед...

Недоумевающая и явно мало что понимающая с самого пролога публика с готовностью разражается хохотом на остроты типа "пить надо меньше - меньше кого?" (Улавливая игру слов, ассоциирующуюся с фамилией Олега Евгеньевича.) Или похлеще - "пошла ты в ж..у". Смех и аплодисменты.

К финалу, после антракта, когда действие из оживленно болтающей кухонной бытовухи окончательно переместилось в древние времена, актеры просто уже не знают, кого и что играть - то ли пафосных Кримхильду и Брюнхильду с Атиллой, то ли поваров и уборщиц. Досадно, тем более что хорошие актеры плохо играть не умеют, но выхода у них нет, приходится. А самому Меньшикову - ему бы Гамлета, Иванова, Треплева играть, а не эту сумятицу (впрочем, еще раз оговорюсь - лучше бы делать выводы, ознакомившись с текстом пьесы). Талантливый артист, явно обделенный ролями в театре, обделенный театром, - вот проблема. А в общем, как говорится в "Кухне", "наверное, он рассказал что-то важное, но, если честно, я ничего не понимаю, быть может, я не показатель" Цветы, овации и крики "браво" - всего этого на премьере было в избытке. Будет и впредь - не сомневаюсь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно