Спектакль "Униженные и оскорбленные" по Достоевскому, премьера которого недавно состоялась во МХАТе им. Горького, не обругал только ленивый. "А я похвалю. Хотя бы из чувства противоречия, потому что хвалить "доронинский" МХАТ так же вызывающе, как в 80-х курить "Мальборо" и носить джинсы", - решил я, отправляясь в театр. Сюрпризы начались уже около входа: сердобольная старушка-вахтерша пропустила меня бесплатно. И не потому, что из газеты (об этом она не знала), а, наверное, в доказательство того, что Художественный театр, как и мечтали Станиславский и Немирович-Данченко, должен быть общедоступным. Вторую радостную новость сообщили в гардеробе: оказывается, в "Униженных" играет сама Доронина. "Странно, что знаменитое имя не указано в афише", - подумал я, но бинокль на всякий случай все-таки взял. Думал, что из-за аншлага сидеть придется на балконе. Оказалось, зря. И Татьяна Васильевна на сцену не вышла (рекламной сноровке служителей гардероба можно только позавидовать), и публику - человек 250 - рассаживали исключительно в партере.
Заиграла музыка, и действо, то и дело прерываемое аплодисментами, началось. Не так-то много в столице театров, где зритель каждые пятнадцать минут хлопает в ладоши. Хотя разгадка такой реакции проста: перед сменой декораций (художник В. Серебровский) занавес закрывался, и минут по шесть за кулисами что-то передвигалось, а в зале играла трогательная музыка.
Длится спектакль больше трех часов, в течение которых актеры старательно произносят заученные монологи. Но из 34 занятых артистов можно выделить лишь двоих - М. Дахненко (заглавная роль) и заслуженного артиста России М. Кабанова, блестяще сыгравшего Маслобоева. Об остальных участниках "сценической композиции", как указано в программке, лучше умолчать. Хвалебной рецензии, увы, не получается. Но, говоря словами того же Достоевского, хочется рассказать об увиденном "откровенно, без закорючек, как свойственно всякому прямому человеку". Потому что "меня бесит, что меня, как дурака, считают способным иметь все эти жалкие чувства", которые, наверное, должно вызывать появление на сцене огромной церкви с горящими лампадами, из которой потом на поклоны выходят актеры. Кстати, почему-то только трое из них при этом оборачиваются на иконы и крестятся.
Занавес. Публика стоя аплодирует. Каждый - чему-то своему: школьники - окончанию, зрители постарше - любимой актрисе, которой они готовы простить все. У МХАТа им. Горького с Достоевским случилась неудача. Но, хочется верить, она не означает, что театр мертв. Хотя бы потому, что в нем играет одна из самых больших актрис русского театра.