Примерное время чтения: 4 минуты
70

Итальянцы в России

В МОСКВЕ стартовала Третья международная театральная Олимпиада. Стремительно и бурно. Очам изумленных и чаще всего ничего не понимающих прохожих на Театральной площади предстало фантастическое шоу. Перед входом в Большой - барабаны. Перед входом в Малый - сцена с занавесями и бассейн с водой. Вокруг фонтана - фейерверк. Барабанный перестук раздавался не только с земли, но и с неба: французская группа "Транс экспресс", подвешенная к гигантскому башенному крану, медленно всплывала ввысь, методично и неугомонно стуча в огромные барабаны. Публика визжала. И я не позавидовала мирно спавшему у фонтана нетрезвому мужичку бомжеватого вида: увидев в небе одетых в зеленое, с набеленными лицами людей, колотящих в барабаны, и все это на фоне голоса нашего мэра, открывавшего на площади церемонию, он, наверно, решил, что сошел с ума. Хотя элемент легкого художественного безумства в таком, мягко говоря, неофициозном открытии столь важного культурного события, разумеется, есть.

Слегка оглохнув от грохота и с задеревеневшими шеями от долгого стояния с запрокинутыми головами, публика потянулась через бассейн (не вплавь, слава Богу, а по мостику) в Малый театр. Там был показан в честь открытия Олимпиады легендарный спектакль великого итальянского режиссера Джорджо Стрелера "Арлекин, или Слуга двух господ" в постановке такого же Малого (то есть "Пикколо") театра из Милана.

Спектакль этот легендарен не только благодаря имени великого режиссера, к сожалению, ушедшего из жизни в 1998 г. Он уникален своим долголетием - идет уже 54 года, теперь - в десятой редакции мастера, 1997 г. Миланцы играли его в сорока странах мира более 2000 раз. От Сеула до Токио и вот сейчас в России он шел без субтитров, три часа, ни на секунду не заставляя скучать публику. И еще одна легенда этого спектакля - главную роль Арлекина с 1962 г. бессменно исполняет Ферруччо Солери, которому сегодня за семьдесят. Но публика поняла это, лишь когда в финале, после десятиминутной овации он снял наконец "арлекинью" маску, обнажив седую голову. Восхищенно ахнув и удвоив силу аплодисментов, зал поднялся. Поднялся и Лужков, и Матвиенко, и Швыдкой, и Марк Захаров с Петром Фоменко, и Райкин с Ульяновым, и Лавров с Рязановым... Этот Арлекин подвижен, как ртуть, прыгуч, как черт или мяч, ловок, как профессиональный жонглер.

Комедия дель арте, старинный народный площадной театральный жанр, - это театр-зрелище, праздник, театр клоунады, цирка, масок, жестов, пластики, интонаций. В России в старину аналогичным был скомороший театр или балаганно-площадной Петрушка. И то, что Олимпиада, лозунг которой - "Театр для людей", открылась именно этим лихим, лукавым, развеселым, озорным спектаклем, оказалось символичным. Это действительно театр для людей. Не для избранных эстетов - для людей, умеющих по-детски непосредственно входить в игру и заигрываться, и хохотать от души, до слез.

Спектакль, особенно для нашей публики, стал настоящим подарком. Экзотическим, ярким, красивым, как заморские гостинцы. Но не надо думать, что спектакль - это сплошные забавы, ребячьи игры. Это прежде всего зрелище высочайшего мастерства. Актеры поют, как профессиональные вокалисты, двигаются, как профессиональные танцоры. Каждая сцена выстроена пластически и мимически, как кинокадр, и будто бы снята с нескольких дублей.

Это театр, возвращающийся к своей первозданной природе, к собственному простодушному детству, радостному и шаловливому. И к своему главному изначальному предназначению - радовать и развлекать. Это неунывающий театр, благодаря которому мы хотя бы на один вечер напрочь забыли о катастрофах, катаклизмах и апокалиптических пророчествах. Расстались хотя бы на три часа со своими страхами и проблемами. И, переживая вместе с героями их игрушечные страсти (а сюжет - любовь, приданое, путаница, переодевания - всем знаком по телефильму "Труффальдино из Бергамо"), мы точно знали, что в конце концов все будет хорошо. Почти забытое и в жизни, и в театре чувство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно