Примерное время чтения: 23 минуты
21097

Птицы-имитаторы. Воробьинообразные

Говорящие птицы принадлежат к двум большим отрядам: попугаеобразных и воробьинообразных. Попугаеобразные - значит попугаи, здесь некоторая ясность имеется. Воробьинообразные - это отнюдь не только воробьи. Это большой отряд, объединяющий разных по облику и размеру птиц. Имитируют речь почти все представители семейства врановых, то есть вороны, вороны, сойки, галки; а также очень многие представители семейства скворцовых. К этому семейству относятся всем известный скворец и майны, обыкновенная и индийская, или священная. Оба эти семейства принадлежат к отряду воробьинообразных. Есть и вовсе редкие "говоруны" - серая мухоловка и канарейка. Случаи, когда эти птицы воспроизводят речь, не часты, и большинство людей просто вообще ничего об этих имитациях не знает.

Ворон

Надеюсь, тебе известно, что ворон - это не муж вороны, а отдельный вид, принадлежащий к семейству врановых. Это крупная иссиня-чёрная птица значительно больше вороны. Недаром говорят: чёрный, как вороново крыло. Голос у этой птицы хрипловатый с раскатистым "р": "кру-кру". В полёте его можно отличить по закруглённому хвосту.

Ворон - очень умная птица; тем, кто не признает у животных ума, известный естествоиспытатель, зоолог и путешественник А.Э. Брем (1829-1884), автор многотомника "Жизнь животных", советовал понаблюдать подольше за вороном. В конце XIX века А.Э. Брем рассказал о говорящем вороне Якове. Яков принадлежал Брему-старшему. Птица сама начала учиться говорить. Ворон так искусно подражал голосу своего хозяина, что домашние пытались найти Брема-старшего, бегали по дому, приняв голос ворона за голос человека. Яков научился произносить своё имя и побудительные предложения, относящиеся к его собственной персоне: "Яков, пойди сюда! Здравствуй, Яков!". Горничных он не просто знал по имени, но и будил, обращаясь к каждой: "Мина, вставай! Кристель, вставай!". Последнее имя далось ему с трудом, но он не успокоился, пока не выучил и его. С ним особенно никто не занимался, он учился сам. Ещё он умел лаять по-собачьи и рычать, ворковать, как голубь, кудахтать, как курица, мог копировать смех детей.

Известный дрессировщик В.Л. Дуров писал о своём говорящем вороне Карпе. Он очень рано начал отзываться на своё имя, видимо, потому, как считал Дуров, что слово "Карп" напоминало ему звук из его природной сигнализации "карр". Он кричал низким гортанным, похожим на человеческий, голосом: "Кто там, кто там?". В.Л. Дуров вспоминал случай, когда жулики ночью забрались в цирковую конюшню. Кучера спали крепким сном. Уже возвращаясь с награбленным, воры проходили мимо клетки с Карпом и услышали, как кто-то грубо спрашивает: "Кто там?". В испуге они побросали вещи и убежали. Вообще в художественной и научно-популярной литературе приводится много случаев, когда говорящие птицы пугали злоумышленников своими голосами, очень похожими на человеческие. Среди этих историй много вымышленного, некоторые факты явно приукрашены, но многое вполне реально и интересно.

В печати сообщалось о говорящем вороне Карлуше, который имел привычку обходить во время зимней рыбалки многочисленных рыбаков, сидящих у лунок со своим уловом, брошенным на лёд. Оглядев его, Карлуша чётко определял вид пойманной рыбы: "Ок-кунь!", "Ёр-рш!", а подходящего к нему человека придирчиво спрашивал: "Ты х-х-то такой?".

У руководителя секции пернатых Московского дворца пионеров* Мурашова жил ворон, который, услышав телефонный звонок, кричал: "Мурашов, к телефону!". Прямо-таки секретарь на общественных началах!

Немецкий исследователь Е. Гвинер научил ворона по кличке Вотан при слове "иди!" (нем. "kommen!") подходить к решётке и получать корм. Выучив это слово, ворон призывал свою подругу Дору брать у него лакомый кусочек, обращаясь к ней именно со словом "комм", а не призывным криком "кар-р!". Дора восприняла это слово и всякий раз, увидев улетающего из клетки Вотана, хлопала от беспокойства крыльями, возбуждалась и вместо известного "кру-кру" кричала ему "комм!" до тех пор, пока ворон не возвращался. В свою очередь, Вотан проявлял нервозность и беспокойство, если его подруга покидала клетку и требовательно звал: "Комм, Дора! Комм!" Успокаивался он только, когда Дора подлетала к нему.

Ворона

Вороны тоже могут научиться воспроизводить отдельные слова, только для обучения требуется много терпения. Известен случай, когда серая ворона самостоятельно научилась произносить несколько слов. Она много лет жила в одном из зоопарков Англии, привыкла к людям и к человеческой речи. Птица почти заменила своё обычное карканье на английские слова "Неllо" и "Оh, Воу".

А вот ещё одна говорящая ворона, самка с мужской кличкой Карлуша. Очень слабого, почти умирающего слётка взяли на воспитание в месячном возрасте. Птица едва стояла на ногах. Но звуки издавала очень похожие на человеческие, только более горловые. Люди сразу же начали заниматься с Карлушей. Хороший уход сделал своё дело, Карлуша поправилась и превратилась в крепкого молодого воронёнка. Через месяц после обучения птица начала издавать звуки, очень напоминающие человеческую речь, ещё через полмесяца появилась первая имитация, приближённо напоминающая слово "Карлуша", вскоре это слово было произнесено совершенно чётко. А потом последовали и другие слова.

Галка

Хорошими "говорунами" могут быть галки, они очень точно копируют человеческий голос и другие звуки, которые постоянно слышат. Орнитолог из Германии Рольф Двенгер воспитал двух галчат, оба оказались самцами, и оба проявили имитаторские способности. Они научились воспроизводить человеческий свист и на основании человеческой речи выработали свою песню. Птиц этих не учили говорить, они сами восприняли от своих хозяев понравившиеся им и, вероятно, наиболее часто употребляемые слова и словосочетания.

Хозяин галок рассказывал, что стоило только одной из них остаться в одиночестве, как она начинала своеобразную "болтовню", составленную из разных более или менее понятных слов, которые перемежались типичными для галок видовыми звуками. Некоторые слова невозможно было разобрать, это напоминало нечленораздельную болтовню.

Вообще галки очень любят все известные звуки смешивать в одну кучу. Иногда это оказывается очень полезным. Был такой случай. Однажды ночью в ресторан небольшого курортного городка во Франции залезли жулики. Они забрали с собой мелкие монеты из кассы и только принялись раскладывать инструменты для вскрытия несгораемого шкафа, как кто-то громко произнёс из темноты: "Привет!". Послышался легкий шорох, и из другого угла зала прохрипели: "Добрый день! Ку-ку!". Затем залаяла собака, взвыл кот, поднялся такой галдёж, что проснулся хозяин на втором этаже. Жулики убежали, позабыв отмычки. А напугала воров... говорящая галка!

В словах, произносимых галками, часто слышался звук "о", нетипичный для речи, например, волнистых попугайчиков. Об этом мы ещё поговорим.

Сойка

Сойка, принадлежавшая любителю птиц Р.В. Фаерману, говорила: "Здравствуй!", правда, очень редко, зато часто, подражая мальчишкам, свистела. Ещё она умела лаять. Сойки могут научиться насвистывать коротенькие песенки. Вообще сойки очень легко имитируют голоса разных животных.

Сорока

В Московском дворце пионеров жила говорящая сорока. Птица сама рассказала кое-что о себе. Мы узнали, что жила она со старой женщиной и девочкой, и что зовут сороку Карлуша. Это звукоподражательное имя очень часто присваивают говорящим врановым. Сорока (видимо, самец) очень ясно и чётко произносила свою кличку и ещё голосом пожилой женщины с типичными для него интонациями говорила: "Лидочка!". Интонация была настолько выразительной и яркой, что можно было даже представить себе женщину и её внучку Лидочку.

У Р.В. Фаермана жила говорящая сорока Петруша. Птицу взяли на воспитание, когда она была ещё птенцом с коротким хвостом. Хозяева сразу же начали с ней заниматься, учили произносить слово "Петруша". Примерно через месяц сорока стала пытаться имитировать свою кличку, но вначале получалось очень неясно, и лишь позднее Петрушино произношение стало понятным и чётким. После усвоения первого слова дело пошло быстрее. Петруша слушал внимательно, сидя на плече или в клетке. За три дня Петруша усвоил имя старшего хозяина - Володя, за следующие два дня одолел имя младшего - Рома.

Затем его пытались научить произносить слово "умница", но оно оказалось очень трудным для сороки. С Петрушей разговаривали отец и сын, их голоса не похожи, может быть поэтому обучение шло не очень успешно. В течение года Петруше не давали уроки. Вскоре его отдали в Дом пионеров Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), где он за 5 лет довольно существенно пополнил свой словарь, хотя направленно с ним никто не занимался. Кроме отдельных слов и фраз, Петруша очень искусно научился передавать шум толпы, разговор - всё это в несколько ускоренном темпе. Через несколько лет хозяева Петруши снова забрали его домой в Тверь. Здесь с ним возобновили занятия, но Петруша уже ничего нового не усвоил.

Букву "р" он выговаривал нечётко, но довольно ясно произносил "Вова", "Петруша" и ещё несколько слов. Стимулом к говорению был хлопок дверью, разговор людей за стеной, включённый радиоприёмник. Петруша говорил, когда его дразнили, злился и повторял выученные слова. У Петруши сформировалась песня, состоящая из разных звуков: начинал он всегда с перестука, затем следовал набор слов: "Наливай. Иди, нас с Раей сфотографируешь. Кичать-кикить - Петруша-красавец. Петруша. Вова". Причём часть слов сорока произносила женским голосом, а другую часть - мужским.

А ещё была сорока по кличке Варька, которая подружилась с собакой и очень нежно к ней относилась, чистила клювом её шерсть, а потом научилась рычать и лаять: "Урр-р!".

Другая говорящая сорока по кличке Яшка жила у симферопольского любителя птиц Болтоусова. Яшку учили разговаривать с самого раннего возраста, и, став взрослым, он произносил слова и целые фразы. Приходящего гостя Яшка спрашивал: "Кто там? Кто такой? Чего тебе?", а затем сообщал пришедшему человеку о себе, что он из Симферополя, хороший, и приглашает приходить ещё раз. На международной выставке птиц в Киеве Яшка поражал многочисленных посетителей своим задорным представлением: "Яшка - хороший! Яшка из Симферополя! Яшка из Симферополя!".

Священная, или индийская майна

Эта птица очень красива: блестящее чёрное оперение, белое "зеркальце" на крыле и жёлтый клюв. На затылке у неё два больших жёлтых кожных выроста, два выроста меньших размеров под глазами. Длина 24-37 см в зависимости от расы**. Основное место обитания - тропические районы Южной Азии от Афганистана до Индии и Шри-Ланки.

А.Э. Брем писал, что, по мнению многих любителей, майны по способностям к имитации превосходят всех попугаев. Они точно копируют тон человеческой речи, заучивают целые фразы, насвистывают песни, могут даже научиться петь их со словами. Однако у разных особей способности далеко не одинаковы. Одни очень хорошо могут научиться говорить, а другие издают только раздирающие ухо звуки или молчат, много едят, страдают от ожирения, неопрятны.

На воле священная майна подражает голосам других видов птиц. Английский орнитолог и биоакустик Е.А. Армстронг приводит описание имитационных способностей ручной майны, дошедшее до нас из 1664 года: "Эта птица из Восточной Индии... говорит много всего и ржёт, как лошадь". Известны майны, подражающие вою волков. А звуки речи они воспроизводят настолько точно, что порой можно спутать голос майны и голос человека.

Гласные - очень важные компоненты человеческой речи - удаются майнам превосходно. Акустический анализ звуков речи майн показал, что их имитации очень близки по структуре к звукам человеческой речи.

Звуки играют важную роль в жизни майны на воле. В густом лесу трудно ориентироваться с помощью зрения. Майны - стайные птицы, пары образуются на всю жизнь. Возникает необходимость общения с членами стаи, а во время размножения - с партнёром, с соседними гнездящимися парами (расстояние между гнёздами около 1 км - это удобно для звукового общения). Сигналы у майн разные, максимальная энергия сосредоточена в частотных диапазонах, наиболее близких к человеческому голосу.

И еще один интересный момент. Звуки одной особи чуть-чуть, но отличаются от звуков другой, хотя майны всегда немного подражают друг другу, перенимая некоторые звуки, которые вероятно кажутся им наиболее красивыми и информативными.

Майны отвечают на сигналы друг друга в природе, причём второй ответный сигнал зависит от первого, то есть получается диалог. Важно и то, что оба партнёра, как самец, так и самка, равным образом владеют звуками. Система звукового общения майн динамична и имеет ту же структуру "сигнал-пауза-ответ", что и человеческое общение.

У майн очень хорошо развит слух; птицы различают звуки своего партнёра и особей соседней пары.

Молодые майны, как и человеческие дети, не сразу начинают общаться с помощью звуков. Их голосовое общение развивается постепенно - вначале только высокий писк, затем самые разные звуки: пронзительные крики, писки, скрипы, шумы. Эти звуки так же, как гуление у младенцев, видимо, образуют основу взрослой звуковой сигнализации.

И ещё одна характерная черта - майны любят повторять последние "слова" партнёра. Эту особенность используют при обучении птиц.

У московского орнитолога Л.С. Степаняна жила священная майна по кличке Кира. Птицу привезли из города Хошимина. Она воспроизводила несколько русских слов: "Аня", "Алло", "Кто там?", две фразы по-вьетнамски, которые нам не удалось расшифровать, и несколько речеподобных возгласов, интонационно напоминающих односложные слова. Майна насвистывала мелодии, подражала свисту своей хозяйки, которым та подзывала собаку, да так точно, что собака иногда путала свист майны со свистом хозяйки. Слово "алло" птица выучила самостоятельно. Клетка с птицей стояла рядом с телефоном, и майна имела возможность по несколько раз в день слышать это слово от всех членов семьи Л.С. Степаняна.

Обыкновенная майна

Встречается в Юго-Восточной Азии. Изначально гнездилась только в Индии и Бирме, теперь область её распространения расширилась, она встречается в Афганистане, Узбекистане и Таджикистане (низменности), в Южном Казахстане и Южной Киргизии. Прижилась обыкновенная майна и в Австралии, и в Новой Зеландии.

Это тёмная птица с округлым хвостом, на лбу у неё щеточкой торчат перья, у некоторых особей они покрывают также и ноздри. Оголённая кожа вокруг глаз ярко-жёлтого цвета. Оперение у обыкновенной майны преимущественно коричнево-лилового цвета, голова и хвост чёрные, на чёрных маховых перьях крыла выделяется белое "зеркальце"; подхвостовые кроющие перья и кромка хвоста тоже белого цвета.

Обыкновенная майна селится в городах и деревнях. Чаще всего гнездится под крышами домов, в дуплах, иногда делает отдельно стоящие шарообразные гнезда. Корм собирает на земле, также может садиться на спины скота и склёвывать с их кожи насекомых.

Майны расположены к диалогам. Они любят резкие, отрывистые, короткие реплики людей, обращённые к ним. Кроме того, майны могут научиться говорить друг у друга. Говорящие обыкновенные майны Бяка и Маша, принадлежавшие Р.В. Фаерману, отлично общались с человеком. Переняла Маша несколько слов и у Бяки. Ей было уже три года, когда её посадили рядом с Бякой. Бяка в четырёхмесячном возрасте произносил слова "нельзя", "чего?", "здравствуй", спрашивал: "кто пришёл?". Бяка чувствовал интонацию. Как только его хозяин начинал гнать собак словами: "Фу! Уйди!", Бяка рассерженно кричал: "Нельзя!". Слова "нельзя" и "чего?" Бяка усвоил самостоятельно, а слову "здравствуй!" и вопросу "кто пришёл?" его научили. Машу направленно не учили; при виде собак она кричала: "Кукла!", видимо, это была кличка собаки её предыдущего хозяина.

То же самое можно сказать об индийской майне Кире. В ответ на слово человека, знакомое или незнакомое птице, майна произносила слово из своего репертуара, получался очень забавный диалог, похожий на игру в пинг-понг, ты - мне, я - тебе. При этом в какой-то момент говорящие майны вдруг перестают общаться со своим хозяином, а с посторонними с удовольствием "играют в пинг-понг".

Большую известность в своё время приобрела говорящая майна Б. Симонова из Ташкента. Хозяевам майны удалось выработать у своего питомца, которого они взяли птенцом и выкормили, реакцию на корм. Ему повторяли перед кормлением: "Гриша, кушай". И позднее, если Грише показывали лакомство, но не давали, то он говорил: "Риша, ушай". С ним выучили два диалога: "Ты кто?" - "Я Риша" - "Как собачка лает?" - "Гав, гав".

Профессор Б.Н. Вепринцев благодаря записи на магнитофон сделал знаменитой обыкновенную майну по кличке Чика. Хозяином этой птицы был известный любитель-орнитолог и писатель А.М. Батуев. Чика удивительно точно с помощью голоса копировал все окружающие его звуки: стук в дверь, кашель, скрип. А слова и фразы произносил разными голосами, изображая голоса своих хозяев. При этом он до мельчайших оттенков копировал интонацию. Имена он произносил попеременно, то мужским, то женским голосом, то с вопросительной, то с утвердительной интонацией: "Кто пришёл? Как дела? Чика. Таня".

Домовый воробей

Всем известное чирикающее создание, без которого вообще трудно представить себе город, относится к семейству ткачиковых. Учить говорить воробьёв вряд ли кто-то пытался, и, может быть, зря этого никто не делал. Известен случай, когда воробей сам научился произносить сочетания звуков, очень напоминающие слова. А его учителем был говорящий волнистый попугайчик.

Молодой самец домового воробья, выкормленный любителем-орнитологом, провёл всё лето в клетке на балконе, где активно общался со своими собратьями "по перу". В возрасте 3-3,5 месяцев клетку с воробьём внесли в квартиру и поставили рядом с клеткой говорящего волнистого попугайчика. Из своего небольшого репертуара попугайчик наиболее часто повторял два слова "Стёпа" и "здорово!".

Через четыре месяца, проведённых в компании с волнистым попугайчиком, воробей начал вплетать в своё чириканье звуки "ст", "стёп", напоминающие слова "Стёпа" и "здорово". Ритм, ударение и интонация были похожи, но скорость и частота произнесения очень высокие. Если магнитную ленту с записями "речей" воробья прослушать в замедленном темпе, то можно услышать подобия слов. Все звуки в произношении воробья звучат очень коротко, а неударные гласные вообще укорочены до предела, иной раз они лишь только угадываются.

Канарейка

Относится к семейству вьюрковых. Её родина - Канарские острова (отсюда и название). Но сейчас эта милая птичка давно уже стала домашней. Канарейки хорошо размножаются в неволе и легко приручаются. Держат их благодаря красивому пению. Хорошо поющий самец очень высоко ценится и стоит дорого. Молодых самцов специально учат. В их пении различается множество колен, и названия этих колен самобытные: россыпь обыкновенная, овсянка-колокольчик, овсянка подъёмная, овсянка в звон, синица весенняя двухтональная, динь-дон, бубенцы и т.д. А на вид птичка эта ничем не примечательна: маленькая, серовато-зелёного цвета, с желтоватым брюшком. Сейчас выведено множество разных вариантов окраски этой птицы, очень часто в домашних условиях встречаются экземпляры лимонно-жёлтого цвета.

В книге Карла Русса о канарейках, вышедшей в 1899 году, есть специальные главы, посвящённые обучению молодых канареек пению и разговорной речи. Автор сообщает, что первые говорящие канарейки появились уже в середине XIX века в Англии и Германии, и приводит наиболее яркие случаи их говорения. В одной семье канарейка произносила такую фразу: "Где же ты, моя крошка, моя милая крошка, где ты?". А другая канарейка вставляла в песню даже более длинные слова: "Ведь ты, моя милая цыпка, ты мой Ванечка, мой милый, маленький Ванечка! Мой Ванечка, Ванечка!". Канарейка одной артистки повторяла ласковые слова: "Где же милый, маленький, сладкий Бижу, где же он? Чего хочешь? Ну, спой же ты, маленький, сладкий Бижу, где же он? Чего хочешь? Ну, спой же ты, маленький, сладкий Бижу!". Можно привести много таких примеров.

О говорящем кенаре по кличке Пинчик рассказывает в своей книге "Певчие, цветные и декоративные канарейки" (М., 1987) В.В. Лукина.

И.Г. Двужильная купила кенара Пинчика и самку Брики в зоомагазине в возрасте 2-3 месяцев. Самец подолгу щебетал, учась петь. Ирина Георгиевна приучала своих питомцев брать корм из рук и приговаривала им высоким мелодичным голосом: "Тю-тю-тю, тюить-тюить, Пинчи, Брики, миленькие птички, чудненькие птички, вот какие эти птички". Кенар очень внимательно слушал хозяйку, видно было, что он сосредоточивается. Такое сосредоточение на словах хозяев практически всегда ведёт к успешному обучению, это относится и к другим говорящим птицам.

Брики не мешала обучению своего партнёра, она помалкивала. Других птичьих звуков кенар не слышал, человеческая речь стала для него единственным акустическим эталоном. В возрасте шести месяцев Пинчик впервые повторил за своей хозяйкой: "Тю-тю-тю, тюить-и-тюить". Через несколько дней он ясно произнёс "Пинчи". Ещё через некоторое время вся семья Двужильных услышала, как Пинчи проговорил тоненьким и тихим голоском: "Вот какие это птички, миленькие птички". Спустя несколько дней кенар сказал "Брики" и "чудненькие птички".

К зиме кенар сформировал свою "песню", состоящую из имитированных слов и обрывков природных кенаровых трелей. Песня начиналась с двойного повторения "Пинчи-Пинчи, Брики-Брики", затем следовал отрывок врождённой сигнализации и снова имитация человеческой речи: "Чудненькие птички, миленькие птички, вот какая птичка". Заканчивалась песня громкой трелью кенара.

Ирина Георгиевна продолжала ежедневно заниматься с птицей, повторяя выученное и добавив новые слова "любименькие птички" и "прелесть Пинчи". Вначале кенар выговаривал только "люби-люби-люби", полностью слово "любименькие" произнёс в годовалом возрасте. Слово "прелесть" он смог воспроизвести только после того, как хозяйка изменила окончание и стала произносить "прелести". До этого он мог выговорить только "пре-пре-пре". Все слова хозяйка выговаривала очень чётко и, видимо, не меняла интонацию. Пинчик был совершенно ручной, имел обычную лимонно-жёлтую окраску. Это был крупный и длинноногий экземпляр. Причём он безбоязненно выдавал свой репертуар при посторонних, однако профессору А.С. Мальчевскому удалось записать на магнитофон не все слова, которые знал кенар. На пластинке, приложенной к книге А.С. Мальчевского, Э.Н. Головановой и Ю.Б. Пукинского "Птицы перед магнитофоном и фотоаппаратом", воспроизведена эта запись; голос у Пинчика очень высокий.

И.Г. Двужильная занималась и с сыновьями Пинчика, жёлтым и зелёным кенарами. Жёлтый не был таким ручным, как его отец, выучил только одну фразу: "Вот, какие эти птички". Его брат только на первом году жизни произносил: "вот-вот", "Пинчи-Пинчи", "птички". Затем у него сформировалась типичная кенаровая песня.

Серая мухоловка

Птица относится к семейству мухоловковых. По размеру она мельче воробья, у неё буровато-серый верх, тёмные и беловатые пятна на лбу и темени, светлый низ с бурыми боками и тёмными продольными штрихами на груди и вокруг горла. Обитает в садах, парках, залетает даже на окраины крупных городов. Охотится за насекомыми, сидя на сучке или заборе; хватая их, иногда смешно щёлкает клювом.

Прилетает на места гнездования поздно, уже в мае. Для устройства гнёзд отыскивает полудупла, неглубокие ниши от выпавших сучьев, расщелины стволов. В населённых пунктах устраивает гнёзда в самых, казалось бы, неподходящих местах: в поленницах дров, на чердаках, в металлических венках на кладбищах. Иногда самым удобным местом для гнезда эти птички считают моторы тракторов, поставленных на ремонт, или опору крыши большого магазина (птицы залетали через разбитое окно). Эти данные приводятся в книге В.Д. Ильичёва "Птицы Москвы", М., 2003.

Говорящую серую мухоловку воспитала старейшая сотрудница Дома пионеров Санкт-Петербурга (в то время - Ленинграда) Г.М. Беркан.

Почти голого птенца Галине Михайловне принес юннат Дома пионеров. Птенец свободно умещался в спичечной коробке. Найден он был за городом в муравейнике, обитатели которого чуть не съели его. Галине Михайловна назвала малыша Гошей и начала заботливо его выхаживать, согревала, кормила и много с ним разговаривала, звала по имени. Через каждые полчаса Гоша требовал еду. Выкармливали Гошу варёным желтком с водой, выжимками из мучных червей, мухами, творогом, варёным мясом, давали также нежную зелень. Спал малыш на грелке или под лампой. Вообще содержать мухоловку в неволе - дело непростое, а выкормить её - это уже высший пилотаж! После того, как птица окончательно оперилась, выяснилось, что это самец серой мухоловки.

Будучи слётком, Гоша начал самостоятельно охотиться на мух, он отлично ловил их в комнате, убивал, а потом глотал. Очень любил бегать по полу, собирать нитки, шелуху от семечек. Корм подросшему птенцу давали с пинцета - так легче было имитировать двигающуюся добычу. Увидев пинцет в руках человека, Гоша с криком подлетал к банке с червями и ждал еды. Получив кусочек корма, он "убивал" его, как муху, а потом уже съедал. Точно также он поступал с кусочками булки, моркови, яблока или апельсина. Гоше нравилось купаться в поилке; только после этой процедуры приходилось его сушить.

Песня Гоши сформировалась под влиянием шумов и человеческого голоса. В квартиру, где жила птица, проникали звуки из посылочного отделения почты, расположенного в этом же доме: стук молотка, гудение электропривода и т. п. В первой весенней песне Гоши были слышны свисты, типичные для нормальной песни этого вида, а также скрипы, стук молотка, кашель. В конце апреля Гоша вставил в эту песню первые слова. Вначале он сказал: "Птичка, Гоша, Гошка", - так обращалась к нему Галина Михайловна. И эти, и все другие слова он произносил её голосом. На следующий день он сказал: "Спой, спать".

Гоша говорил в течение всего дня, а иногда даже ночью. После первых успешных имитаций Галина Михайловна стала с ним специально заниматься, повторяя ему слова по несколько раз в день. Так он научился произносить "здравствуй, птичка", "иди сюда". Ещё Гоша насвистывал мелодии. Его первые удачные опыты разговора и насвистывания подкреплялись лакомством, например, мучным червём. Вероятно, именно поэтому он очень любил упражняться в имитациях около баночки с мучными червями.

Во время говорения он забавно топал лапками, как будто выстукивал чечётку. Он очень увлекался, и в этот момент его можно было погладить, даже взять в руки. В другое время он таких фамильярностей не допускал, хотя и был совершенно ручным. Свою хозяйку Гоша воспринимал как видового партнёра и, став половозрелым, пытался кормить её - тоненько попискивая, он махал крыльями и совал ей в рот семечки.

Репертуар Гоши состоял из 13 слов и выражений. Кроме указанных выше, в нем присутствовали: "ну что?", "солдаты", "трус", "Гошенька", "спой, птичка".

Гоша очень похоже имитировал кашель и мальчишеский свист. Слова "трус" и "солдаты" он услышал по радио. Ключевыми раздражителями говорения служили магнитофонные записи его собственных имитаций. Прожил Гоша 6 лет. Неудачно прыгнув, он сломал лапку, заболел и вскоре умер.

К сожалению, записи имитаций этой серой мухоловки не сохранились, хотя они были сделаны трижды: профессором А.С. Мальчевским, самой Г.М. Беркан и её ученицей А.С. Крыловой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно