"Родилась в Москве, жила в чешской столице, пережила немецкую оккупацию и арест гестапо, была прекрасной матерью и женой, была замечательным человеком" - такие слова были написаны о моей тёте Гжельской Анастасии Николаевне в 1948 году в некрологе.
Она родилась 9 октября (по старому стилю) 1900 года на Тверской ул., д. 31, в доме московского генерал-губернатора (ныне Тверская, 13, - здание мэрии Москвы). Отец, Гжельский Николай Павлович (1862-1914), служил в канцелярии генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. Мать - Гжельская Лидия Ивановна, урождённая Злыгостева (1864-1934).
А её дядя Александр Павлович Гжельский (1860-1913) был управляющим конторой двора Её Императорского Высочества великой княгини Елисаветы Фёдоровны.
Анастасия окончила Елисаветинское училище. Красавица, любила музыку, балы, наряды. Будущее казалось предсказуемым, но жизнь распорядилась иначе. Смерть отца в 1914 году, Первая мировая война, две революции - Февральская и Октябрьская. Ей рано пришлось стать самостоятельной. сложилось так, что вся её жизнь была связана с Россией и Чехией. Приблизительно в 1917 г. Анастасия познакомилась с чехом Маршаком, вышла за него замуж, но вскоре развелась и вернулась в Россию. Работала в 1918 г. в Киеве в комиссариате, в Харькове переболела тифом. Где-то в это время познакомилась с сыном известного чешского художника Фердинандом Энгельмюллером-младшим, служившим в чехословацком корпусе. Вышла за него замуж, и в 1925 г. у них родилась дочь Лидия.
Анастасия Николаевна (в Праге её звали Тоской) связь с семьёй не теряла, присылала письма и посылки сёстрам и брату - моему деду. Племяннице (моей маме) присылала игрушки. Мама потом всю жизнь вспоминала негритёнка, которому она во сне "продавила пузо"... К сожалению, таможенные пошлины были очень высокие, а денег и так не хватало, так что некоторые посылки приходилось отправлять обратно. Зато у нас сохранилось много фотографий.
У художника Ф. Энгельмюллера был младший сын Вашек, чуть старше своей племянницы Лидии. Во время Второй мировой войны он был командиром партизанского отряда, его расстреляли немцы. Анастасия Николаевна была арестована и отправлена в гестапо, её спас приход наших войск. После освобождения Праги тётя Настя состояла в Обществе чехословацко-советской дружбы. В доме Энгельмюллеров в 1945 г. побывал поэт Константин Симонов, он в Москве звонил нашим, помог восстановить связь после войны. Умерла тётя Настя в 1948 г., похоронена на русских православных участках Ольшанского кладбища в Праге.
Дом, где она жила, муж отдал под музей своего отца. сейчас музея Ф. Энгельмюллера уже нет. Правда, на здании сохранилась мемориальная доска (см. фото). Дом находится на Лоретанской улице, недалеко от президентского дворца.
Муж знал русский язык и поддерживал связь с нашей семьёй до 70-х годов. К сожалению, дочь Лидия уже не могла говорить и писать по-русски, поэтому общение прервалось. Предполагаем, что по образованию она художник. сейчас ей должно быть около 80 лет. Мне неизвестна её фамилия в замужестве, и поэтому я никак не могу разыскать Лидию или её сына Пепе. Может быть, откликнется кто-то из читателей "АиФ. Европа", знакомый с семьёй Энгельмюллеров, и мне удастся найти моих родственников. я собрала в архивах много документов о наших общих предках. Мне хотелось бы передать их и в Прагу.
Смотрите также: