Народная артистка Софико Чиаурели, любимая миллионами зрителей за фильмы "Не горюй", "Ищите женщину", "Миллион в брачной корзине", живет в Тбилиси, куда я несколько лет безуспешно пытался съездить, чтобы взять у нее интервью. И вот удача: Чиаурели как член жюри международного кинофестиваля "Лики любви" на несколько дней приехала в Москву вместе со своим мужем, известным спортивным телекомментатором Котэ Махарадзе, который во время московского визита пытался найти площадку, на которой осенью состоятся гастроли их с Софико домашнего театра.
В РАЗГОВОРЕ Котэ участия не принимал. Коротко представившись: "Здравствуйте, я - любовник Софико", - он остался в гостиничном номере смотреть какой-то старый советский музыкальный фильм. А Софико, прихватив с собой неизменный веер, вышла в холл, где, не обращая внимания на приезжающий-отъезжающий лифт, отвечала на вопросы "Любви". Начали мы, разумеется, с обсуждения современных фильмов о любви.
- Знаете, я вообще-то плохой зритель. Я актриса. Обычно сажусь к телевизору после часа ночи, когда все домашние ложатся спать. И тогда позволяю себе посмотреть какое-нибудь кино. Хотя не очень люблю это дело. Интересные фильмы попадаются один раз на тысячу. А может, и реже. Чем фильмы 20-летней давности отличаются от сегодняшних? Изменилось понятие "любовь". Появилась какая-то патология, которой не было. Я вспоминаю такие картины, как "Три мушкетера" или трофейные ленты с Диной Дурбин, Одри Хепберн, наши "Три товарища" или этот... (напевает) та-та-ти-та-та. Да-да, "Сердца четырех". В них была чистота, показывались нормальные отношения мужчины и женщины, а не женщины и женщины или мужчины и коровы, как сейчас.
Вообще все изменилось. Когда в Тбилиси 18-летняя девушка выходила замуж, это было сенсацией! А сейчас - сплошь и рядом. Познакомились - тут же в постель! Я не говорю, что надо обязательно идти в ЗАГС. Но ведь исчезло все святое. Думаю, это ненормально. Должен же человек чем-то отличаться от животного.
Любовь - и счастье, и мучение
Вообще, что такое любовь? Мне кажется, это большой подарок Всевышнего, потому многие рождаются и умирают, так и не познав ее. Это и огромное счастье, и страшное мучение. Она способна заставить человека и взлетать, и в то же время совершать какие-то страшные вещи. Можно же из-за любви и убить человека. Но я бы не позавидовала тому, кто не познал ее.
Когда я впервые познала? В шесть лет. Влюбилась в выдающегося художника Симона Вирсаладзе, который много лет работал в Большом театре. Настало счастливое лето, когда мама (великая актриса Верико Анджапаридзе. - Ред.) взяла меня в Гагры. Я наконец-то заполучила ее...
Все детство я скучала по маме, так как ее все время не было дома, она всегда спешила то на репетицию, то на съемку. И эта фраза: "Мама ты скоро придешь?", и болезненное чувство скуки так и преследуют меня. Мама умерла в 1986 году, а я до сегодняшнего дня не разбирала ящик трельяжа, где лежат ее духи, пудра. Не могу. Время от времени открываю, вдыхаю ее запах и снова закрываю.
А тогда мама взяла меня на 10 дней в Гагры. Но только мы приехали, пришла телеграмма, что умер ее старший брат. И Вирсаладзе, который очень дружил с моими родителями, предложил оставить меня с ним в Гаграх, где он тогда тоже отдыхал. Симон в это время ухаживал за очень красивой девушкой, носил ей цветы. А я, оставшись с ним, вдруг стала устраивать ему жуткие сцены ревности: "Если вы еще раз пошлете ей цветы и не будете уделять внимания мне, я уеду". А он был до мозга костей аристократ. Мне, 6-летней пигалице, говорил "вы". Извинился передо мной, и потом каждое утро я просыпалась и видела перед собой букет цветов. Это было очень серьезное чувство. Я превращалась в какого-то зверенка. Хорошо плавала (до сих пор могу доплыть до Турции), а Симон не умел. И я, когда злилась на него, вбегала в море и заплывала далеко-далеко. А он кричал: "Я вас умоляю, вернитесь". Это так запало мне в память - не помню, что было вчера, а то, как он стоит на берегу и умоляет: "Вернитесь, я хочу вас нарисовать", помню. У меня есть его рисунок - я стою в красненьких трусиках в белую крапинку... Это была моя первая любовь.
Как понять, что человек тебя любит? Для этого ничего не надо делать. Три заветных слова - "я тебя люблю"- совсем не надо говорить. Они не нужны, если любишь. Я не произносила их давно, но делаю все, чтобы было понятно.
А любовь, как и человек, с возрастом меняется. Та любовь, которая была у меня к Котэ 20 лет назад, уже не та. Она приобрела другие формы, очертания и значимость. Это уже не дикое и страстное чувство. Но оно стало гораздо глубже, набрало корни. Котэ стал для меня родным, моей кровью и плотью. Когда я начинаю думать о том, кто из нас уйдет из этого мира раньше, становится страшно. В один день же умирают только в сказках. И чем старше ты становишься, и чем больше живешь с каким-то человеком, тем чаще приходят в голову такие мысли и тем они страшнее.
И потом, вы меня, конечно, извините, но у грузин гораздо глубже понятия "семья", "родители". Разная ли любовь к родителям и к мужу? Естественно. В жизни бывает не то что несколько любовей - мильон. К каждому человеку, к каждому предмету. У меня сейчас осталась дома собачка, пекинес. Внуки для меня - все. Но собака... Я ее всегда беру с собой. А сейчас не смогла. Приехала в Москву, звоню, и мне говорят, что она ничего не ест. Три дня голодала. Я уже Котэ сказала, что все брошу и полечу домой. Что это - рефлекс или любовь? Ради любви можно всем пожертвовать. Это страшное чувство. Возьмите Отелло. Он убил человека, без которого не мог существовать. Значит, можно пожертвовать.
Мечтаю о женитьбе сына
Могла бы я всем пожертвовать ради любимого? Не знаю. У меня все сложнее. Есть сын, ради которого я сегодня существую... У каждого свой крест. У каждого. Нет человека без креста. И он обязан нести этот крест не с тягостью, а с радостью. Ведь именно своим крестом отмечен человек и им отличается от других. Если б я была одна и от меня не зависели другие... Но я взвалила на себя очень многое, несмотря на то что женщина. Дом, семью, внуков, театр, строительство, ремонт. Хотя прекрасно знаю, что, если завтра я сыграю в ящик, жизнь не кончится. Но моей семье будет очень тяжело, пока они очухаются и распределят все полномочия, которые я несу одна.
Знаете, я не успеваю жить! И никак не могу объяснить важность времени своим детям. Моему старшему сыну сейчас 43 года, он талантливейший художник, но лентяй. Вернее, не лентяй, но не чувствует, что время бежит. Младшему - 36. Он актер, но... Маленький принц. Я его родила, а плацента, что называется, не отделилась, и он не может без меня существовать, как и я без него. Так мечтаю, чтобы он женился и у меня появилась замена.
Женщина же гораздо сильнее мужчины. В чем вообще отличие мужчины от женщины? У него на 100 грамм мяса больше. А так все одинаковы.
О многом ли жалею? Да нет. Частое сетование "Было бы мне сейчас лет 20" не знакомо. Единственное, о чем жалею, - о былой худобе. Мне тяжело таскать свой вес. А похудеть уже не получается. Нарушен обмен веществ, как говорится. Физически чувствую тяжесть. А так я человек без комплексов. Всегда была такой. В 27 лет играла 70-летнюю вдову и никогда не стремилась играть красавиц. Хотя все думают, что я высокомерная, недоступная и властная. Одна журналистка как-то спросила, как проходит мой день. Я ответила: "Встаю утром, принимаю молочную ванну, потом приходит педикюрша, затем отдыхаю, мне читают газету. Вечером еду в театр. А перед сном принимаю душ из шампанского". И она всему поверила, смутил только душ из шампанского. А на самом деле я... Не успев открыть глаза, начинаю думать: "Чем сегодня накормить детей? Так, надо заплатить за телефон, за свет. Придут рабочие, не забыть о репетиции".
Что такое счастье?
Что главное в жизни? Как можно больше успеть сделать добра. Не только протянуть нуждающемуся кусок хлеба, а оставить за собой след. Сейчас моя мечта - построить театр. Тогда я буду абсолютно счастливой.
Счастье - это вообще очень кратковременное ощущение. Например, жмут тебе туфли, ты пришла домой, сняла их и - боже, вот оно блаженство. Но бывает и другое счастье, когда кто-то из твоих близких в опасности, а ты можешь его спасти. Я как-то затеяла дома ремонт, сижу вся в заботах, и вдруг приходит сын, весь в крови: "Мама, меня сбил грузовик". Сказал и упал в обморок. Пока он лежал в больнице, я массу вещей передумала: о чем раньше беспокоилась, из-за чего тратила нервы с рабочими. Мол, не тот колер. Какая глупость! И, когда мой мальчик вышел из больницы, поняла, какая я счастливая!
Так что все познается в сравнении. Традиционный грузинский тост "За мир!" всегда казался таким банальным. А сейчас, после гражданской войны, когда сосед шел на соседа, понимаешь его по-другому. Тост, над которым мы все издевались, вдруг стал таким злободневным. Мир! Оказывается, самое главное - чтобы был в доме мир. А мой любимый тост? "За здоровье". Мы сейчас приблизились к тому возрасту, когда понимаешь, что время не безгранично.