Примерное время чтения: 9 минут
383

Филипп Янковский: сын своего отца

Фамилия Янковских в нашей стране более чем известна. Народный артист несуществующего государства (Олег Иванович Янковский получил это звание за несколько месяцев до распада СССР) снялся в более чем тридцати фильмах, среди которых "Служили два товарища", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнгхаузен" и множество других. До недавнего времени о сыне Олега Ивановича - Филиппе Янковском было известно очень мало, в то время как в октябре этого года вышла его дебютная картина "В движении", ставшая настоящей сенсацией Московского международного кинофестиваля.

Фильм "В движении" - ваш дебют. Каково было почувствовать себя режиссером и какая была самая большая сложность в работе по ту сторону кадра?

Филипп Янковский: Вообще, я по профессии режиссер, а не актер. Хоть я и снимался в кино, но никогда не позиционировал себя как актер, потому что никогда серьезно этим не занимался. Я закончил театральный институт и прошел там настоящую школу жизни, получил навыки, без которых мне было бы очень трудно стать режиссером. В первую очередь навыки общения с людьми, что дало мне определенную степень свободы. Работая с актерами, я прекрасно понимаю все, что с ними происходит, все их сложности и сомнения. До фильма "В движении" я достаточно долгое время занимался рекламой и музыкальными клипами. Обычно на каждый ролик уходило один-два дня. А съемки полнометражного фильма длятся значительно дольше, и они тяжелы как в психологическом плане, так и в физическом. Изо дня в день ты тратишь колоссальное количество энергии и под конец работы становишься как выжатый лимон. Съемки "В движении" длились около восьми недель, и в последний день я не представлял себе, что случилось бы со мной, если бы сценарий был длинней еще хотя бы на две страницы.

Это не отбило у вас охоту снимать дальше?

Ф.Я.: Нет, конечно. Я обожаю это дело. Всю свою жизнь потратил на то, чтобы освоить профессию, так что теперь вряд ли что-нибудь в состоянии меня остановить.

Какой эпизод картины дался труднее всего?

Ф.Я.: Съемки фильма вообще нелегкое занятие. Но особо мне запомнилась финальная сцена. Мы арендовали электричку, которая приехала издалека и могла быть в нашем распоряжении ограниченное количество времени. Снимать должны были Костю Хабенского. Его вместе с гримером посадили в машину, водитель которой то ли перепутал, то ли не понял, какой именно маршрут нужен, и увез их в совершенно другое место. Вся съемочная группа стоит, электричка должна покинуть нас через 20 минут, камера готова, режиссер на взводе, а актера в кадре нет. И Хабенский, и девушка-гример приехали из Петербурга и в Москве ориентировались очень плохо. Их посадили, повезли, а они до последнего не понимали, что сбились с правильного курса. Спохватились, только когда увидели указатель "Нижний Новгород". Вот это ожидание, нервы и сознание того, что из-за какого-то водителя все может рухнуть, было просто ужасно. В тот день я чуть не поседел.

Читая знаки

Вы религиозный человек?

Ф.Я.: Я крещеный и верую в Бога.

Это прививалось вам с детства?

Ф.Я.: Да, как и должно быть в каждой нормальной семье, члены которой уважают мировые культурные ценности. Родители крестили меня и с детства водили в христианскую православную церковь, пытаясь объяснить, что такое добро, а что такое зло, за что я им очень благодарен.

Вы по натуре мистик?

Ф.Я.: В приметы не особо верю. Хотя, думаю, если ты знаешь об их существовании, то лучше все-таки обращать на них внимания. Не зацикливаться, конечно, а просто держать в голове. Я верю в Бога и чаще всего прислушиваюсь к собственной интуиции, которая помогает распознавать знаки.

Что-то похожее на то, что писал Пауло Коэльо?

Ф.Я.: Да. Я вообще большой поклонник его творчества, а книгу "Алхимик" считаю просто потрясающей. Она произвела на меня сильнейшее впечатление. При случае непременно взял бы у Коэльо автограф. Несмотря на то, что вообще я автографы не собираю... О чем очень жалею. Мне в жизни довелось увидеть стольких знаменитостей, что коллекция могла бы быть впечатляющей.

Кого например?

Ф.Я.: Я лично знаком с Робертом Де Ниро, с Ричардом Гиром, Настасьей Кински, Милошем Форманом.

Как это вам удалось?

Ф.Я.: Ну, я же сын артиста...

Вам когда-нибудь приходилось жалеть о том, что вы родились именно в семье Янковских?

Ф.Я.: Как можно жалеть или не жалеть о таких вещах?! Я мог родиться только в этой семье. Если бы все сложилось как-либо иначе, это был бы уже не я.

Если бы случилось так, что вы родились, к примеру, в семье слесаря или бухгалтера, как вам кажется, вы бы смогли добиться таких результатов в режиссуре?

Ф.Я.: Мне сложно ответить на этот вопрос в силу того, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Валера Тодоровский, мой коллега и товарищ, который родился в Одессе, как-то сказал, что если бы он не стал режиссером, то наверняка был бы моряком. В Одессе быть моряком - это естественно. Для меня было совершенно естественно заняться творчеством. Скорее всего, если бы я не родился в актерской семье, я бы так активно и не мечтал о кино. К тому же у меня было бы гораздо меньше возможностей достичь определенных высот. Возможно, я не смог бы позволить себе учиться в театральном вузе столько, сколько учился: у меня два высших образования, и, чтобы получить их, мне пришлось потратить очень много времени. Относительное благосостояние моей семьи (относительное, потому что в нашей стране актер - далеко не самая высокооплачиваемая профессия) позволило мне столько времени потратить на самообразование, а не думать о том, как бы заработать деньги. Когда я только поступал в институт, страна жила при социализме, а когда его закончил, на дворе был уже капитализм, и семья дала мне возможность развиваться по профессии, а не пытаться подстроиться под новое время. Мне не нужно было учиться растаможивать вагоны, спекулировать и обналичивать - я мог развиваться как режиссер и делать то, что у меня получается, а не то, что надо. После того как у меня появились дети, мне, конечно, пришлось искать работу, но доступ в сферу music-video, в сторону которой я начал двигаться, всегда был достаточно ограничен. И, конечно же, определенную роль сыграло то, что я родился в актерской семье.

Путь, который надо пройти

Я где-то прочла, что у вас дворянские корни. В вашей семье это как-либо культивируется?

Ф.Я.: Корни дворянские есть, но коммунисты в свое время растащили всю мою семью по лагерям. Они потеряли значительную часть имений, и до нас практически ничего не дошло, кроме, может быть, какого-то генетического наследства.

Вы чувствуете свое генетическое дворянство?

Ф.Я.: Я чувствую себя Филиппом. А что там в моей крови намешано - не имеет большого значения...

Как часто вам приходилось сталкиваться с предвзятым мнением о том, что детям знаменитостей все дается легче?

Ф.Я.: Враги появляются на пути к успеху. Если ты ничего не делаешь и никуда не идешь, то и врагов у тебя быть не может. На мой взгляд, в любом случае надо продолжать двигаться и не обращать на них внимания.

Олег Иванович во многих интервью говорил о том, что успех актера зависит не столько от таланта и упорной работы, сколько от случая. На ваш взгляд, это так?

Ф.Я.: Что такое талант, я не знаю. Случай, несомненно, важен, но, мне кажется, главное - это труд. Надо иметь цель и шаг за шагом идти к ней. Если у тебя получается реализовать свою мечту, люди называют это талантом, в то время как это просто хорошо выполненная работа. Это путь, который надо пройти. Ведь шанс, случай получает только тот, кто хочет его получить. Не бывает так, что человек ни о чем не мечтает, а на него вдруг, как снег на голову, падает этот самый случай. Вот я, к примеру, не позиционирую себя как актер, не ищу ролей, поэтому никто мне их и не предлагает. И я не жду звонка от Спилберга, который позовет меня сниматься. Мой однокурсник Вова Машков в свое время уделил этому много времени. Чтобы стать "самим Владимиром Машковым", он вложил массу усилий, крови и пота. Яркий пример того, как люди должны добиваться поставленных целей.

В какой момент вы почувствовали, что идете по правильному, своему пути?

Ф.Я.: К Московскому кинофестивалю я отношусь с большой любовью. Раньше, когда в стране нельзя было увидеть хорошее кино, фестиваль казался единственным светлым пятном в жизни киноманов. С детства я постоянно бегал туда смотреть фильмы. Но прошло время, и я оказался на сцене кинотеатра "Пушкинский", и мою картину представлял Никита Сергеевич Михалков. В тот момент я осознал, что всего 25 лет разделяют тот день, когда сидел в первом ряду зрительного зала и когда оказался на сцене. В моей голове эти 25 лет промелькнули как одна минута, и, знаете, в тот момент я почувствовал, что все идет правильно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно