Примерное время чтения: 6 минут
153

Нортон из бойцовского клуба

Со дня на день на российские экраны выходит фильм "Счет" Фрэнка Оза ("Магазинчик ужасов", "А как же Боб?", "Вход и выход") с непосредственным участием Эдварда Нортона, где он снялся в теплой компании Марлона Брандо и Роберта Де Ниро. Очередная инкарнация Нортона - молодой, пронырливый гангстер, который был приставлен к вроде бы уже отошедшему от дел коллеге (Де Ниро) с целью похищения антикварного скипетра. Дряхлый и обрюзгший, но по-прежнему великолепный Марлон Брандо играет оппонента-шантажиста с недвусмысленными видами на похищаемую реликвию. Крепкая режиссура, талантливая операторская работа. Брандо - Де Ниро - Нортон как выдающиеся актеры своих поколений.

"Новый Голливуд" скуп на таланты. Как только на "фабрике грез" появляется что-то действительно примечательное, на него, словно стервятники на падаль, набрасываются полчища ваятелей масскульта и начинают усиленно гиперболизировать все его достоинства. Естественно, трудно устоять перед искушением и не броситься в сладостные объятия всепожирающего шоу-бизнеса. У Эдварда Нортона это пока получается...

Пять лет назад Нортон простаивал в очереди на пробы для фильма "Первобытный страх". Уже через пару лет он с легкостью отклонял многомиллионные предложения от крупных кинокомпаний, желавших заполучить молодого актера на главные роли в крупномасштабных блокбастерах. Он мог выбирать между Вуди Алленом и Милошем Форманом; эстетская элита Голливуда восхищалась Нортоном. А после выхода чернушно-апокалиптического суперхита "Бойцовский клуб" к элите присоединилась и армия мирных обывателей. И чем же этот невзрачный ботан с потерянным взглядом и кривой улыбкой привлекает общественность? Выяснилось, что в этом скромном, где-то даже зашуганном пареньке скрываются десятки чудовищно противоречивых образов: от маниакально-депрессивного подсудимого ("Первобытный страх") до правильного лощеного адвоката ("Народ против Ларри Флинта"); от психованного неонациста ("Американская история Х") до придурковатого романтика ("Все говорят, что я люблю тебя"). Только ли наличием неуемного таланта обусловлен такой диапазон? И еще следует учесть, что, как и любой театральный актер, на съемочной площадке он не только корчит рожи в камеру и постоянно орет на гримера. Он вживается в роль настолько, что сам уже не в состоянии различить, где играет в своего персонажа, а где им живет. Не таким ли должен быть идеальный актер?

Эдвард Джеймс Нортон родился в хорошей семье и рос правильным мальчиком. Нельзя сказать, что лавры всемирно известного деда-архитектора и отца-юриста (работавшего в администрации Картера) не давали Эдварду спокойно спать по ночам. С пяти лет он бредил театром и терроризировал благополучное семейство своими сумасбродными пристрастиями. Однако заботливые родительские руки затолкали его на исторический факультет Йельского университета, который Эдвард, следует заметить, без особого энтузиазма окончил со степенью бакалавра. Благоустроенная старость ему уже была обеспечена - юнца сразу же, после того как он унес ноги из университета, пристроили в совет директоров дедовской фирмы. Но он упорно продолжал участвовать в театральных постановках. Его одержимость привела к тому, что бродвейская богема стала пошептывать о появлении некоего молодого актера, на которого стоило бы в будущем обратить свое драгоценное внимание. На пробы в "Первобытный страх" Нортон пришел, уже получив внушительную порцию похвал за роль в пьесе Олби "Фрагменты". На следующий день после премьеры "... страха" о нем уже восторженно голосили маститые кинокритики.

Дальше - история известная. Номинации на "Оскар" и многочисленные "Золотые глобусы"; первые полосы различных изданий и вечерние телешоу (которые нередко проходят в мучительных попытках вытянуть из угрюмого гостя хоть пару слов); раздутые газетчиками романы (?), в том числе с "безутешной вдовушкой" Кортни Лав, отношения с которой Нортон упорно именует дружеско-профессиональными. Как пел Егор Летов, "все идет по плану". Только вот сам Нортон сидит и безучастно наблюдает, как вокруг его персоны суетятся хищные деятели насквозь протухшего голливудского шоу-биза. Он молча делает свое дело, то, чем он бредит с детства. Делает его настолько профессионально, блистательно и искусно, что не в меру постаревший Дастин Хоффман знает теперь, кому уступить свой трон.

Знаете ли вы, что:

- Нортон дебютировал на сцене в возрасте восьми лет

- он в совершенстве знает японский язык

- Дастин Хоффман - его идол в отношении "нетрадиционных" ролей

- Нортон дико не любит, когда его называют Эдди. Это позволено только менеджеру компании Miramax Харви Вайнстайну

- на роль подсудимого в "Первобытном страхе" помимо двух тысяч желающих претендовал еще и некий Леонардо Ди Каприо

- на одном из концертов группы Hole Нортон выступал в качестве гитариста

- коронную речь своего героя в зале суда ("Народ против Ларри Флинта") Нортон написал сам.

Нортон о своем будущем:

"Я никогда не пропаду. Несмотря на то что быть актером - моя детская мечта, я могу в любой момент все бросить и заняться другим делом. Например, выучиться на юриста, как отец, или продолжить постигать премудрости архитектурного дела, подобно деду. В любом случае я найду, на что прожить".

Нортон о Кортни Лав:

"Никак не могу понять, ну чем она всем так насолила?! Ну, допустим, пришила она своего муженька (что тоже не доказано), так что, теперь заживо ее съедать, что ли?"

Фильмография:

1. "Первобытный страх", 1995, реж. Грегори Хоблит. (Номинация на "Оскар" за роль второго плана, "Золотой глобус за лучший дебют"). Психологическая судебная драма.

2. "Все говорят, что я люблю тебя", 1996, реж. Вуди Аллен. Сатирическая комедия.

3. "Народ против Ларри Флинта", 1996, реж. Милош Форман. (Номинация на "Золотой глобус"). Фееричная порноэпопея.

4. "Шулеры", 1997, реж. Джон Далл. Картежная драма.

5. "Американская история Х", 1998, реж. Тони Кэй. (Номинация на "Оскар"). Неонацистский боевик.

6. "Бойцовский клуб", 1999, реж. Дэвид Финчер. Без комментариев.

7. "Храня веру", 2000, реж. (!!!) Эдвард Нортон. Абсурдистская комедия.

Цитаты: Нортон о кинофестивалях:

"В Канны и прочие Берлины я не ездок - к кинопроцессу эти ярмарки тщеславия не имеют ровным счетом никакого отношения; о кино там не говорят, там демонстрируют бойфрендов, сплетничают - в общем, мне это совершенно не интересно. Как хорошо было на кинофестивалях в Карловых Варах или Санта-Барбаре: вот собрались люди, без всяких амбиций, смотрят и обсуждают кино - вот это нормально".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно