Растаманского праздника "под мудрую музыку реггей" могло бы и не быть, если бы Гребенщиков Борис (Борисыч) послушался Артема Троицкого. А тот говорил, что, мол, зря ты, Борис, занимаешься этой никому не нужной нудятиной - перестанут тебя любить и уважать. Дескать, тошно русскому человеку муть такую слушать.
Правда, вышло так, что с тех пор почти каждый музыкант от случая к случаю "баловается" реггей. Где-то песенка, как у Умки, "ЧайФа" или "Калинова Моста", где-то целый проект типа арефьевского "Реггей-Ковчега". Это все, конечно, здорово. Так и надо. Но, если хочешь завести ребенка, не стоит его искать в капусте, а растаманов - в "Аргентине-Ямайке-пять-ноль". Растаманы водятся там, где солнце, ганджа и обязательно море, по которому Великий Джа приведет корабли, чтобы забрать всех верных из вавилонского рабства домой, в Эфиопию, под крыло "Великого льва" - императора Хайле Селассие.
Вавилон падет!
Странное дело: у нас реггей попер не с южных морей, а из Восточной Пруссии. Можно сказать, вырос на костях философа Канта в Калининграде-К?нигсберге. Лет пятнадцать назад человек по имени Олди замутил команду "Центральный Комитет Охраны Тепла". В начале девяностых Олди явно лидировал среди прочих растаманов, хотя, по-честному, ни играть ни петь "комитетчики" как следует не умели. Зато сказались, видимо, и мрачное наследие Канта, и бунтарские дела Боба Марли. Олди одновременно был депрессивный, накуренный, жесткий и социальный. Этакий растаман, но исконный, посконный и домотканый. К его опусам здорово подходят слова другого любителя реггей - Егора Летова: "Нас избивают, нас мочат, нас унижают, но одно я знаю твердо - Вавилон будет разрушен". Только если у Боба Марли был Вавилон "капиталистических джунглей", то у наших - "тупость, серость и общественное быдлячество". В общем, настоящая "rebel music".
В Москве делищи обстояли помягче. К середине девяностых культовая группа "Jah Division" наконец обзавелась альбомом "Cubana". Они и стали таким "реггей-мейнстримом" - медитативным, дружелюбным и далеким от социальных проблем. Некоторые "витающие в травяных облаках" растаманы воообще отказались от осмысленных текстов. Например, команда "Африканский Глаз" пела на некоем "африканском языке" - ни фига не понятно, но интересно. Дальше - больше: появились "дабберы" - вроде те же растаманы, но малость "прибитые" электронщиной. В общем, сейчас ситуация довольно радужная, примерно как ямайский триколор.
Растаманские гонки
- Интересно: приживется ли реггей в России? Уж больно специфический у нас климат, да и вообще...
Герберт Моралес, "Джа Дивижн": - Реггей неорганично вписывается в эту страну вечного холода, очень своеобразно, но все же вписывается. Менталитет проявляется примерно так: ритм в нашем реггей остается тот же, но музыканты "толкают" идеи растафарианства на русском языке.
Филипп Никаноров, "Карибасы": - Российский реггей адаптирован под то, что происходит здесь, завязан в узлы с происходящим. Реггей может задеть самые тонкие струны души, к тому же он дает возможность расслабиться, что очень важно в нашей стрессово-нервной стране.
Шура, группа "Даб-ТВ": - Я думаю, об этом даже говорить не стоит. Иногда смотришь по телевизору попсу, слушаешь музыку - и вдруг бац: а нотки-то знакомые, гармошечки-то те же...
- Почему реггей в России находится в андеграунде и какой выход вы видите из такой ситуации?
Филипп Никаноров: - Растафарианство - это символ свободомыслия, а у нас существует некая система, которая не хочет, чтобы молодежь внутренне освободилась. А вдруг эти "раскрепощенные молодые" бунты будут устраивать или революцию сделают?
Герберт Моралес: - Я думаю, что музыка реггей будет идти в массы. Это фишка новая, она будет проявляться через муки и боль, но все же будет. Сначала все пойдет через такие попсовые явления, как дрэды у Децла, потом - через рэп (этакого внучонка реггей), а потом через даб и транс к чистому, "корневому" реггей.
- Вот выйдет реггей из подполья, да и начнет стремительно "попсеть" - что тогда?
Герберт Моралес: - Музыка реггей вполне может быть коммерческой, равно как и любая другая музыка, все зависит от того, как за это дело взяться. Настоящий талант даже деньгами испортить сложно. А талантов у нас много, и реггей будет играть еще множество музыкантов.
Филипп Никаноров: - Сейчас есть группы, которые играют модный реггей, занимаются его популяризацией. Есть группы, которые углубляются в реггей, что-то в нем ищут. С одной стороны, реггей может быть коммерческим, тогда его услышит большее количество людей, но, с другой стороны, есть опасность, что эта музыка потеряет свою глубину и люди не будут искать в ней нечто большее.
- Как вы относитесь к лозунгу "Легализуйте марихуану!"?
Силя, группа "Выход": - Я положительно отношусь к этому лозунгу, но, учитывая нашу специфику, нам ничего нельзя разрешать до конца. На Западе-то люди социально послушные и меру знают, а наши меры не знают. Они считают: если легализовать марихуану, то тогда не стоит останавливаться на полпути, надо разрешить и кокаин, и героин, и все остальное. Это опасно для России. Но сажать за "траву" не надо, от этого никому лучше не станет.
Гербет Моралес: - Марихуана - это лучше, чем водка, чем алкоголь в целом. Если человек владеет культурой потребления марихуаны, то он никогда и никого не будет напрягать этим, не будет пить водку до одурения и употреблять что-то более тяжелое, потому что он будет понимать, что это грубо и глупо. От травы еще никто и никогда не умирал, а то, что она ведет к героину и прочей дряни, - это полная чушь. Так что я за.
Филипп Никаноров: - Я - за, но с определенными сносками. Например, не продавать марихуану детям до 16 лет. К тому же надо проводить четкую грань между людьми, которые употребляют каннабис опять же в поиске чего-то большего, высшего, и людьми, которые просто ловят кайф и "трава" им весь белый свет застилает.
Джа даст нам все
Ну что ж, с реггей у нас дела обстоят лихо, с легализацией - плохо. И в ближайшее время ситуация вряд ли исправится. А все-таки растаманы у нас прижились, и никуда уже их не денешь. Эпицентр "подданных императора всея Эфиопии Хайле" переместился в Москву, и вроде как никто больше не ждет переселения интернированных растаманов на обетованные африканские берега. Пока им неплохо живется и в "Новом Вавилоне". Все надеются на коммерческую раскрутку потерявшей социальную остроту "бунтарской музыки". Интересно, как на это посмотрит Джа...