Примерное время чтения: 5 минут
46

Король тираннозавров

Ну, разумеется, Стивен Спилберг - самый коммерчески успешный режиссер за всю историю Голливуда. Американцы, как народ тщедушный и наивный, на протяжении десятилетий послушно внемлют всем гипнотическим уловкам пронырливого Спилберга. Все в унисон рыдают: глядят ли на милую девочку, слезно расстающуюся с причудливым гуманоидом (Е.Т. - "Инопланетянин"), или на хладнокровно расстреливающего всех подряд коменданта польского концлагеря ("Список Шиндлера"). Все синхронно впиваются в ручки кресел и исходят первобытным страхом, когда грозная акулья пасть мечется по экрану в поисках очередной наживки ("Челюсти") или устрашающие тираннозавры рассекают воздух могучими хвостами ("Парк юрского периода").

ГЛАВНОЕ правило - уметь преподнести - Спилберг усвоил неприлично удачно и сделал его едва ли не единственным своим кинематографическим приемом. Другое дело, исполнено все так, что придраться практически невозможно: крепко взбитый коктейль из псевдоисторических зарисовок, антинаучно-фантастических бредней и маниакально-мелодраматичных психологизмов продуман и выверен до мельчайших подробностей. Пипл хавает, свесив челюсть до колен, и не успеет нормально пережевать, как ему тут же впихивается новое творение мэтра, призванное, как водится, сеять разумное, доброе, светлое. И теперь мало кто в состоянии оценить все многочисленные достоинства двух дебютных картин звездного иудаистского дяденьки: "Дуэль" и "Шугарленд-экспресс". Отнюдь не потому, что их никто не видел. Просто так уж сложилось, что планка Спилберга в общественном сознании установлена прочно, на одной высоте, соответствующей "Челюстям", "Индиане Джонсу" и "Парку юрского периода". Любые отклонения в сторону воспринимаются как непростительный провал, который непременно нужно закидать "Списком Шиндлера" и "Спасением рядового Райана", а не то, не приведи господь, утратит Стивен свой мультифункциональный образ единственного правящего монарха империи американской мечты, гамбургеров, кока-колы, бейсбола, статуи Свободы, Бивиса и Батт-Хеда.

Маленький еврейский мальчик Стивен Аллан Спилберг уже в детстве внушал серьезные опасения. Родители Леа и Арнольд были людьми исключительно деятельными, передавшими сыну свои многочисленные таланты. От матери-пианистки Стивену достались больное воображение и слезливая сентиментальность, а от отца-изобретателя - тяга к компьютеризации и шаловливые ручки, пытающиеся из одной скудной идеи вытянуть по максимуму. Он посвятил свое радужное детство примечательному хобби: маленький Стивен с изощренным упорством целыми днями изводил километры целлулоида. Как это случается у потенциальных ремесленных рукодельников, хобби плавно перерастало в профессию. "Моя мама - бабушка Стивена - всегда говорила: "Мир еще услышит об этом мальчике!.. - причитала Леа по прошествии многих лет. - Я прислушалась к ее словам и, может, поэтому не убила его". Откуда была такая уверенность и с чего вдруг бабке понадобилось верить? Собственно, если учесть, что родители Леи были русскими эмигрантами, все становится понятным. Он "русский", и это многое объясняет! Стивен всегда получал то, что хотел: он вздумал снять сцену в госпитале, и ему выделили целое крыло; ему понадобилось снимать в аэропорту, и администрация предоставила целую полосу. Никто не мог сказать Стивену "нет". Он самостоятельно смонтировал свой первый полнометражный фильм "Свет очага" и неизвестно каким образом договорился с кинотеатром в Финиксе (штат Аризона) о показе, попутно пристроив собственную мать расклеивать афиши. Тогда ему было всего 14.

По сути, любой синефил может терпимо относиться к Спилбергу или, что еще вероятнее, любить его ранние фильмы. И уже готовы простить ему все буржуазные прегрешения, пока он мирно сгребает сборы с очередного крупномасштабного блокбастера. Но, когда маэстро ширпотреба самонадеянно берется за экранизацию грандиозного замысла великого Стэнли Кубрика, хочется отчаянно плюнуть Спилбергу в ухо. В общем-то нет ничего проще, чем прилежно следовать записям предшественника и кадр за кадром воссоздавать его привычно гениальные идеи. Главное, что портит "Искусственный разум" - это слезоточивые пассажи, эмоциональные сантименты и приторная слащавость. Почерк Спилберга налицо - тяжелое наследие царского режима. И нынче во фразе "Король умер, да здравствует король!" слышится тяжкая безысходность.

Избранная фильмография:

1971 - "Дуэль"

1974 - "Шугарленд-экспресс"

1975 - "Челюсти"

1977 - "Близкие контакты третьего вида" (номинация на "Оскар")

1979 - "1941"

1981 - "Искатели потерянного ковчега" (номинация на "Оскар")

1982 - "Инопланетянин" (номинация на "Оскар")

1984 - "Индиана Джонс и храм Судьбы"

1985 - "Цвет пурпура"

1987 - "Империя солнца"

1989 - "Всегда"

1989 - "Индиана Джонс и последний крестовый поход"

1991 - "Капитан Крюк"

1993 - "Парк юрского периода"

1993 - "Список Шиндлера" (7 "Оскаров", в том числе за лучший фильм и режиссуру)

1997 - "Затерянный мир"

1997 - "Амистад"

1998 - "Спасение рядового Райана" ("Оскар" за лучшую режиссуру)

1999 - "Незаконченное путешествие"

2001 - "Искусственный разум"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно