В ноябре на телеэкраны выйдет первый многосерийный художественный фильм о чеченской войне "Мужская работа". Перенести в кино нашу боль и кровь совершенно неожиданно взялся Тигран Кеосаян, известный в основном своими трогательно-рождественскими сказками "Бедная Саша", "Ландыш серебристый", "Президент и его внучка". Признанный мастер мыльных историй на этот раз отрабатывает правительственный гранд и смело говорит о патриотизме от имени солдата Пасечника, которого сыграл его хороший друг Фёдор Бондарчук - блудный сын именитого отца, любитель ярких музыкальных картинок и разного рода творческих излишеств. Накануне премьеры "Молодой" решил пообщаться с авторами фильма...
ТИГРАН КЕОСАЯН: ХВАТИТ С БОНДАРЧУКА ИДИОТИЗМА
-ПОЧЕМУ на главную роль Пасечника вы взяли именно Федора Бондарчука? Его ведь воспринимают скорее как комического, скандального псевдогероя - взять хотя бы фильмы "Даун Хаус", "8,5$". А у вас он защитник отечества...
- Мы сокурсники и старые друзья, так что я-то его потенциал знаю очень хорошо. Я ему постоянно говорил, что еще пару картин про идиотов, и он сам станет идиотом. Видимо, для него было еще не поздно. Я так понимаю, что и он сам это тоже в полной мере осознал и с этой ролью все встало на свои места. Сейчас, я думаю, что у него есть все предпосылки занять абсолютно свободную нишу - нишу национального героя.
- О Великой Отечественной войне снято огромное множество фильмов, причем таких, к которым люди возвращаются снова и снова. Что было в них такого, что на 100% цепляло зрителя, делало их общенародными, культовыми, вечными?
- Лучшие фильмы про войну рассказывают о маленьком испуганном человеке и о его проявлениях на фоне ужасающего молоха под названием "война", которая на своем пути не разбирает ни лиц, ни пола, ничего. Тогда получается Алеша Скворцов ("Баллада о солдате"), который убегал от танка и просто от отчаяния выстрелил в него и подбил. Тогда это живая, реальная война, а не стройные ряды войск. Для меня в сценарии "Мужской работы" главной была тема дружбы. Именно это должно было дать почувствовать абсурд войны как таковой, заключающейся в том, что друзья не должны и не могут друг против друга воевать.
- Что такое патриотизм в вашем понимании?
- Я не могу тебе объяснить, что это такое. Я пытался сформулировать, но не смог. Это слово точно есть в словаре, но я не знаю, что это такое. Вот ты живешь здесь и постоянно раздражаешься - дураками, дорогами, но как только ты уезжаешь куда-нибудь заграницу и там слышишь те же по сути справедливые замечания о России, начинаешь спорить с этим человеком со всей ожесточенностью, на которую только способен. Я не знаю, что это такое... Наверное, патриотизм это одновременно любовь и ненависть к тому месту, где ты родился. Любой набор слов будет неправилен, неточен или узок.
- Но сами про себя вы можете сказать, что вы патриот?
- Ты знаешь, боюсь, что да.
- Почему "боюсь, что да"?
- Моя профессия космополитична по своей сути, но я нигде не могу работать долго, меня все равно тянет сюда. Это как болезнь, и от нее уже никуда не деться. Это все равно, как я родился вот с таким носом - можно, конечно, сделать операцию, но еще неизвестно, что из этого получится.
ФЕДОР БОНДАРЧУК: КЕОСАЯН ТАКОЙ МАТЕРЩИННИК...
-KАК вы увидели себя в роли Пасечника после такого количества "несерьезных" ролей? Виновата изменившаяся конъюнктура рынка или что-то поменялось в вас самом?
- Нет, я бы не сказал, что внутренне во мне что-то изменилось. Я был готов к роли такого плана. Наверное, просто пришло время для нее. Хотя прежние роли мне также дороги. Они, как и работа над этой картиной, связывают меня с моими товарищами, я всегда буду благодарен и Грише Константинопольскому, и Ване Охлобыстину. Мы вообще все вместе учились - я, Ваня, Тигран Кеосаян. И тогда мы давали студенческие клятвы, что если все получится, то мы непременно снимемся в трех фильмах вместе, а дальше разойдемся каждый своей дорогой. Наш юношеский максимализм все-таки осуществился, и я рад этому.
- Как бы вы сформулировали понятие национальной идеи?
- Я готов ее сформулировать, и я сформулирую ее в своей будущей картине, которая как раз посвящена событиям афганской войны, ее рабочее название "Девятая рота". Сценарий для фильма уже написан, и я надеюсь, что работа над ним начнется уже весной. Проект ремейка отцовского фильма 1959 года "Судьба человека", о котором я заявил года два тому назад, плавно трансформировался в совершенно другой сценарий, тоже про войну и судьбу человека, но к отцовскому фильму он имеет достаточно отдаленное отношение, точнее никакого. Это будет мой первый фильм, и ничего другого мне не хотелось бы делать.
- В пропаганде национальной идеи вы решили пойти дальше Кеосаяна или это будет что-то совсем другое?
- Мне не хотелось бы сравнивать. Я чувствовал, как Тигран подводит и актеров, и зрителей к состоянию правды, к ее чувственному ощущению. У него во главе угла стояло понятие мужской дружбы, поэтому он никогда не оперировал фразами типа "Ты же за Родину!". В основном все крутилось вокруг дружбы, офицерского долга и плавно-плавно подводилось к пониманию патриотизма. Никаких громких лозунгов на съемках и в помине не было. Стоял кромешный мат, потому что Кеосаян страшный матерщинник. Он чудовищный матерщинник! Ужасающий матерщинник! Как люди с этим мирятся, я не понимаю...
- После стольких лет клипмейкерства, "потешных" работ с Охлобыстиным и Константинопольским сложно ли было переключиться на такие серьезные темы? Не боитесь ли вы, что вас не воспримут всерьез?
- Мне абсолютно насрать, как меня воспримут.
- Вы собираетесь совмещать работу над клипами и фильмом о войне?
- Конечно, я уйду на год или на полгода съемочного периода из шоу-биза, которым я занимаюсь постоянно. Но бросать снимать клипы и рекламы я не собираюсь. Мне это нравится.
- После того, как вы закончите работу над фильмом...
- ...я сниму Сереже Мазаеву наивеселейший ролик.
- Для какой аудитории вы делаете свой фильм?
- К примеру, фильм Невзорова я своему девятилетнему сыну показывать не стал. Свой фильм я буду делать для него.