"ДМБ"
СТУЛЬЯ - не то, чем они кажутся. Иногда они выполняют функцию горки - что продемонстрировали мои соседи по ряду, плавно скатившись вниз. Девушка впереди что-то хочет сказать своему спутнику, но согнулась от смеха и вымолвить что-либо членораздельное уже не может. Сзади время от времени сыплется на голову попкорн - зафиксировать пакет в устойчивом положении хозяин не в силах. Полночь. Кинотеатр "Пушкинский". Премьера фильма "ДМБ".
"Есть разные люди. Одни родину от врага защищают, другие жен своих педагогов за сиськи по институтам таскают. И те и другие могут быть солдатами. Только первые уже солдаты, а вторые еще нет, мать их!" Хулиганствующая муза соавторов сценария Ивана Охлобыстина и Романа Качанова нашептала им такую стори о жизни в ВС, что ссылки на богатый армейский опыт киногруппы выглядят как проявление ложной скромности. Фильм беспрецедентен прежде всего тем, что авторам - впервые в новом российском искусстве, кстати, - удалось показать армию вне контекста, поднабившего оскомину, "служить - не служить". "Конечно, не служить!.." - убеждает нас начало фильма. "...Все мы там будем", - обнадеживает продолжение. Посему, когда насилие совершается, - расслабься и получай свое.
У Швейка и Чонкина появились достойные продолжатели. Среди загремевших на сборный пункт нарков, кришнаитов, идиотов, больных энурезом и т. д. постепенно выделяются три персонажа, приключения которых впоследствии и окажутся в центре сюжета: авантюрист Пуля (Петр Коршунков), спасающийся в ВС от обманутых кредиторов; секс-гигант Штык (Михаил Петровский), пострадавший за флирт с женой профессора; и простодушный Бомба (Станислав Дужников) - вчера с завода. Несмотря на то что фильм носит обнадеживающее название "ДМБ", на самом деле до дембеля героям - как до Луны, и по ходу развития событий "дорастут" они лишь до присяги. Дембель, вообще говоря, - фигура сакральная. (Это, знаете ли, как слово "нирвана" - сразу приходят на ум и гражданин Кобейн, и состояние, когда на себя сверху смотришь.) Поэтому даже уморительно смешная страшилка фильма, эдакий рассказ в рассказе "Легенда о черном дембеле", идею уникальности дембельского статуса всячески подчеркивает.
Гневно возопить: "Непр-р-равда! Поклеп!!!" - не удастся даже самым рьяным ревнителям ритуалов срочной службы. Потому как и Сергей Арцыбашев, прапор, сопровождающий новобранцев до места службы, и Владимир Шаинский, генерал-алконавт, и Иван Охлобыстин, особист, выглядят в своем клоунском обличье куда как натурально. А сугубо литературные перлы типа "временно исполняющий обязанности свиньи" (по сюжету генералы преследуют на охоте срочника Бомбу), которыми полон фильм, вполне вписываются в рамки казенного лексикона, знакомого, пожалуй, каждому в этой стране. При этом налета сальности юмор "ДМБ" по большей части лишен - фильм уместнее назвать одним большим анекдотом.
Отдельные special thanks - музыканту "Тайм-Аута" Павлу Молчанову, выступившему в качестве официального композитора фильма, а также сопродюсеру фильма Виктору Алисову, приложившему руку к сколачиванию саундтрека. В результате их исканий аудиоряд украсили собой композиции "Манго-Манго" и "Бахыт-Компота", "Ивана Купалы" и "Крематория", "Ляписа Трубецкого" и "Леприконсов"... Звучит модно и актуально то "Дембель в маю", то "Пули летят" - в общем, не соскучишься.