Этот 9-серийный телевизионный фильм, снятый 20 лет назад, за прошедшее время ничуть не постарел, не стал выглядеть наивно, как некоторые старые киноленты, не утратил своей мужественной красоты и значения, как не может устареть сама история становления Государства Российского, как не может кануть в Лету одиозная фигура великого царя Петра I и его суровых и самоотверженных сподвижников. И "Россия молодая" - один из лучших фильмов о петровских временах.
Борис НЕВЗОРОВ: "Мы опередили "Титаник"
-Я БЛАГОДАРЕН судьбе за этот фильм. Редко кому из артистов выпадает такая творческая честь. Как Тихонов для всех - Штирлиц, как Петренко - Распутин, так и меня многие воспринимают как Ивана Рябова из "России молодой".
Режиссер Илья Гурин очень долго вынашивал замысел этой картины. В свое время он хотел ее снимать чуть ли не с Шукшиным в роли Рябова. Но такие сложные постановочные фильмы всегда запускались с трудом. Помогла счастливая случайность. На киностудии им. Горького по ряду причин была приостановлена многосерийная картина "ТАСС уполномочен заявить". А так как в то время кинопроизводство было плановым, надо было срочно заполнить эти 7 зависших съемочных единиц до конца года, иначе ни студия, ни министр не получили бы премию. И вот тогда была срочно запущена "Россия молодая".
Незадолго до этого Герасимов снял своего "Петра I" ("В начале славных дел"). Костюмы и декорации оттуда были переброшены на нашу картину. Срочно произвели актерские пробы. Меня вызвали и чуть ли не на следующий день утвердили. Все было сделано быстро, лихо, впопыхах. Честно говоря, вот так - впопыхах - картина и снималась. Весь парадокс в том, что этого не заметно! В то время снять 9 серий за 9 месяцев было едва ли не мировым рекордом! Приходилось в течение дня снимать куски, скажем, из 1-й, 7-й, 9-й, а потом из 3-й серии. Шла абсолютная чехарда со сменой костюмов, с перегримировкой. У меня было чуть ли не 17 разных бород, 3 парика.
Иногда мы просто не могли понять, к чему относится крупный план, который доснимают. Просто Гурин говорил: "Слева направо... Улыбнись... Все". Спрашиваешь: "А это к чему? К какой сцене?" Он отмахивается: "Да ладно, я тебе потом расскажу!" И мы все это сняли, озвучили, студия отчиталась, все получили свои премии, и... картину положили "на полку". Больше 2 лет она не выходила на экраны, потому что руководство посчитало, что в ней есть "доля националистического шовинизма".
Выпустили ее в конце концов опять-таки благодаря Гурину. Он был опытным и хитрым кинематографистом. Еще когда мы снимали, он все время просил: "Ребята! Только точно по тексту! Никакой отсебятины!" А потом, когда встал вопрос о переделке картины, Гурин показал руководству сценарий, где на последней странице куча подписей, утверждающих его и разрешающих к производству. Он сказал: "Вся картина снята слово в слово, кадр в кадр по утвержденному вами сценарию. Если вы хотите, чтобы ее пересняли, давайте это будет за ваш счет..."
Сцена, о которой все спрашивают - когда мы волоком тащим корабли через лес, - снималась под Ленинградом. Конечно, там были не настоящие корабли, а их макеты. Но макеты - в натуральную величину. Даже, можно сказать, полумакеты. Мы тогда опередили идею "Титаника". Как известно, для его съемок был построен огромный макет "Титаника", но - одна его продольная половина. А уже компьютер ее переворачивал на другую сторону. Вот так же были построены и наши макеты кораблей. Со стороны камеры они выглядели полными, а если зайти "за кулисы", то оказывались пустыми и фанерными.
Сцена, когда мой герой в шторм губит шведскую эскадру, на самом деле снималась, конечно, не в открытом море, а у пирсов. Для этого привезли двигатели от реактивных самолетов, которые потоками горячего воздуха убирают с крыльев снег и лед. Вот с их помощью и был имитирован жуткий шторм. И сильные струи воздуха от них были просто обжигающими!.. Страшноватые, надо сказать, ощущения...
Степан СТАРЧИКОВ сидел в настоящем каземате
-ДЛЯ меня это была первая работа в качестве профессионального актера - сразу после окончания театрального института такая огромная роль (С. Старчиков сыграл в фильме капитана Иевлева. - Ред.) в кино!
У нас сложилась очень хорошая компания главных персонажей - Невзоров, Яковлева, Фатюшин - поэтому нам было легко работать. Я думаю, что зрительская любовь к фильму отчасти объясняется тем, что в нем видны наши на самом деле очень хорошие и добрые человеческие отношения между собой.
В процессе съемок мы на самом деле выходили в море под парусами. В связи с этим была трагическая история. Для картины Герасимова были построены корабли петровских времен, которые достались нам по наследству. Но они тогда стояли в Ленинграде, и их надо было морем перегнать в Выборг, где у нас были основные съемки. И когда их перегоняли, разыгрался шторм. Один из кораблей утонул. Получилось так, что снимать нам было практически не на чем. Нас выручил из этой сложной ситуации наш консультант Самойлович, по-моему, он был генерал-лейтенант инженерных войск. Ему пришла идея взять несколько военных понтонов, которые используются для наведения переправ, и построить на них палубу. Эту плавучую декорацию солдаты нам построили за месяц. И в общем именно на ней мы снимали большинство морских сцен.
"Узилище", куда нас с Невзоровым заточили, снимали в Москве, на Крутицком подворье. Это происходило прямо в тех казематах, где сидел опальный патриарх Никон. Тогда там все было в разрушенном состоянии. Мы снимали прямо возле тех самых камней - свидетелей истории. Нам показывали кольцо в стене, к которому цепями был прикован Никон. Так что у нас получилось почти документальное кино!
Во время съемок мы побывали и в Архангельске. Правда, в саму крепость, которую построил мой герой по фильму, нас не пустили, потому что сейчас там колония строгого режима. Кстати, оказалось, что эта крепость всего один раз принимала участие в сражении - именно в том, которое показано у нас в финале картины. И в результате штурм этой крепости мы снимали... в Выборге! Такая вот смешная история.
Выборгская крепость, как известно, стоит на острове, а на "большой земле" вокруг залива построены высоченные рвы. Их стены выложены огромными валунами. Они все поросли деревьями, кое-где эти громадные камни обвалились... А наверху все засыпано землей. Наши художники пришли, посмотрели, сфотографировали все, перед тем как начать вырубать деревья, чтобы стена рва выглядела как стена той архангельской крепости, на штурм которой мы пойдем. И когда все это дело расчистили, оформили как надо, приехало городское руководство и говорит: "За то, что вы здесь стенку обвалили, пожалуйста, вам счет..." Ну буквально как в "Кавказской пленнице": "А часовню тоже я развалил?" - "Нет, это было до вас - в XIV веке". Наши им отвечают: "А мы вам сейчас покажем, как на этих самых камнях росли березы, которые мы выкорчевали!" И показали фотографии. Ну, тут уж им ничего не оставалось. А хотели под шумок содрать с нас деньги!
В съемках участвовали пограничники. Они и забирались по канатам на эти стены - шли на штурм крепости!..
Дмитрий ЗОЛОТУХИН: "Наш фильм повторяют не к добру"
-КОНЕЧНО же, обо всем этом у меня остались самые теплые воспоминания. На мой взгляд, "Россия молодая" не состарится никогда потому, что в ней, как и в самом романе Юрия Германа, есть одна мысль. О том, что во все времена самые честные, самые преданные русские люди, которые бескорыстно служили России, оказывались в опале, в застенках. Всегда с ними поступали несправедливо, как ни посмотри. Конечно, было бы неплохо, чтобы, как в 9-й серии "России молодой", приезжал в конце Петр I, которого мне посчастливилось сыграть, восстанавливал правду, и все вставало на свои места... Но на самом деле вся картина посвящается страданиям. Все эти кормщики и командоры, несправедливо обвиненные, погибающие в узилищах... Это очень точно отражает русскую судьбу. В России всегда было так: Ржевские и Прозоровские и сейчас правят бал.
А еще я обратил внимание, что эту картину, как и "Юность Петра", очень часто показывают перед всякими реформами, например денежной, - перед тем как ограбить нас как-нибудь. Перед этим обязательно их показывают! Дескать: "Товарищи! Но вы уж потерпите! Видите, вон как Россия жила в реформах! Тогда - реформа, и сейчас - реформа! Но реформа реформе рознь! И я уже просто боюсь: повторяют "Россию молодую", значит, что-то недоброе нам готовят!