ГРОЗИТ ли Москве русский бунт?
МЕСТО лимитчиков заняли выходцы с Кавказа
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ как сфера бизнеса
"ТЕБЯ злит нашествие чужестранцев? Приходи!" - такие слова кричат с листовки, которая украшает столб на моем пути от дома к работе. Предстоящий День согласия радикальные партии решили превратить в день русского бунта. Но возможен ли такой в Москве, где живут люди 141 национальности, исповедующие почти все известные на сегодня религии?
Дело в национальности?
ЧУЖЕСТРАНЦЫ в Москве были всегда, только в разные времена они назывались по-разному. И всегда признаком "столичного тона" считался праведный гнев против немосквичей. Еще 10-20 лет назад мы фыркали по поводу лимитчиков. Сегодня принято пенять на "лиц кавказской национальности", которые не только "понаехали" сами, но еще и перевезли свои многодетные семьи. Между тем, по официальным данным, миграционный приток в столицу в последнее время ослабел: каждый год москвичей становится больше всего на 100 тыс. чел. И две трети от этого количества - ГРАЖДАНЕ РОССИИ.
Но если даже принять на веру неофициальную информацию, по которой порядка 300 тыс. чел. ежегодно приезжают из Закавказья и Средней Азии, все равно, так ли много "приезжих", чтобы москвичам, считающим себя русскими, беспокоиться за "вымирание вида"?! 100 лет назад нерусских в Москве жило 26%, сегодня - от 20 до 30%. Цифра станет еще меньше, если причислить к русским ассимилировавшиеся нацменьшинства, как они сами себя называют, если давно живут в Москве. Как-то позвонила в редакцию читательница: "Почему в Чечню отправляют служить только русских, а кавказцев не забирают?" Я решила поправить женщину: "Почему только русских, там и татары, например, служат". На что читательница возмущенно парировала: "Татары - это же наши, русские". Получается, что не только нацменьшинства, но и мы сами считаем их своими. И это относится не только к татарам, но и к евреям, корейцам, армянам и всем-всем-всем москвичам, которые живут в столице больше 10 лет.
Франц Шереги, директор Независимого центра социального прогнозирования, считает, что у русского народа нет внутреннего отторжения по отношению к инородцам: "Генетически русские являются доминирующим типом, имеющим громадные ресурсы для ассимиляции любой народности". Получается, что когда мы говорим "русские", то имеем в виду МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА, а не национальность. Вот поэтому национального конфликта в Москве не будет. Но гонять время от времени продавцов на рынках бритоголовые, возможно, будут. (Как делают это их сверстники в Берлине с турками, в Париже - с арабами, в Лондоне - с пакистанцами).
Дело в религии?
ЕСЛИ "лица кавказской национальности" вызывают у нас неприязнь, не потому, что они какой-то особой национальности, может быть, нас раздражают их религиозные убеждения? Так, Европа сегодня больше опасается не того, что меняется национальный состав стран, сколько того, что огромное распространение получает ислам. Например, в Париже - это религия номер два, хотя Франция всегда была католической страной. В крупные немецкие города за последние годы приехало много турок - мусульман. Что касается нас, то ислам актуален и для Москвы. Но... не настолько, чтобы стать причиной серьезных конфликтов на религиозной почве. В Москве помимо мечетей есть синагоги, православные, католические и буддистские храмы. И если говорить о будущем, то большее распространение скорее получит буддизм, потому что проблему миграции китайцев, вьетнамцев и японцев придется решать многим мегаполисам. И Москве одной из первых: наш город окажется на пути мигрантов из стран Юго-Восточной Азии от берегов Тихого океана к Атлантическому, поскольку в этих странах в отличие от Европы численность коренного населения быстро растет.
Но давайте посмотрим на московских кавказцев. Здесь есть и христиане (армяне и грузины), и мусульмане. Как, скажите, в таком случае устраивать разборки на религиозной почве?! Кроме того, дело еще и в том, что многие народности ассимилировались не только экономически, но и культурно. А вера, которую исповедуют все москвичи, ставшие таковыми по собственному желанию, - это ВЕРА В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Без нее покорить столицу невозможно.
Неравные друг другу
ВНУТРЕННИЙ враг, которого москвичи однажды на эту должность назначили, называется "лицом кавказской национальности". Это не просто армянин, грузин, азербайджанец или чеченец. Некоторые из нас до сих пор не в состоянии отличить их друг от друга, как не могут отличить китайцев от тайцев или японцев. Но мужчина средних лет с темными глазами и волосами, преуспевающий в торговле, - не кто иной, как кавказец. Ученые склонны винить в этом отсутствие в стране общенациональной идеи. Ее место в Москве вот уже много лет занимает ксенофобия. Ведь нет ничего проще, чем создать и культивировать из чужих (приезжих) людей образ врага. Его-то чаще всего и эксплуатируют плохообеспеченные москвичи, которым недовольство собственной жизнью, неспособность в силу разных причин заработать денег мешают спокойно относиться к людям, занявшимся самым распространенным видом малого бизнеса. Несмотря на изменившуюся экономическую реальность, торговля все равно не в чести у большей части населения.
Не знаю, в какой момент произошла подмена понятий, но все силы общества сегодня брошены на погашение национально-религиозного конфликта, которого НЕТ. Тогда как есть и с каждым годом будет все заметнее социальный конфликт: бедные не любят богатых, не любили никогда и любить не будут. Между тем, по данным Комитета соцзащиты, 23,9% всех москвичей имеют ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Разница в зарплатах между работниками и руководителями - 10-20 раз. Если смотреть по возрастным категориям, то хуже всего пожилым и молодым. Но люди в возрасте привыкли плохо жить, вся их сознательная жизнь прошла в условиях жесткой экономии с одной лишь разницей - в те времена плохо жили все, но не знали об этом. А вот молодым людям терпеть безденежье труднее. С экранов телевизоров на них смотрит красивая и богатая жизнь. Они - опасная социальная группа, с которой нужно работать.
Наши же культурные традиции идею стабильного общества видят так: богатый должен делиться с бедным. Однако времена изменились и делиться никто не хочет. Все, что государство может предложить малоимущим, - льготы, субсидии, компенсации. На социальную поддержку москвичей тратятся огромные деньги из городского бюджета. (Во многих, скажем, европейских мегаполисах так не принято: тот, кто не в состоянии поддерживать дорогую жизнь в столице, живет в провинции.) Но никакие доплаты и пособия повысить уровень жизни малообеспеченных москвичей не могут. 251,6 млн. руб. столичное правительство собирается потратить на "формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и воспитание культуры мира". Но разве могут призывы к толерантности решить проблему социального неравенства?
P. S. Как людям разных национальностей, возможностей и потребностей жить в Москве? Что нужно делать, чтобы не было классовых конфликтов? Если у вас есть свой вариант решения, пишите bychkova@aif.ru или Москва, 101000, Мясницкая, 42
Комментарии специалистов:
Сергей АРУТЮНОВ, Институт этнологии и антропологии РАН:
- БОЛЬШИЕ города - как демографическая могила. В Москве и дальше будет падать рождаемость и стареть коренное население. Естественный прирост возможен только за счет мигрантов. Но бояться, что национальный состав в столице станет еще мозаичнее, не стоит. Ни один мегаполис не пострадал от чужеземцев, которые, как правило, представляют собой экономически и физически активную часть общества. Приток таких людей в Москву будет только способствовать ее экономическому росту.
Леокадия ДРОБИЖЕВА, директор Института социологии РАН:
- ЗАПАДНАЯ культура поощряет благосостояние и процветание. При этом она придает меньшее значение духовности. Но идею о бездуховности западного общества нам в значительной мере навязывают. На самом деле там к бедным и пожилым относятся более чутко, чем у нас. Уровень толерантности на Западе гораздо выше. А наше общество не готово к тому, чтобы преодолеть бедность, потому что не знает, как это сделать. А уровень терпимости (толерантности) в отношениях между богатыми и бедными у нас крайне низкий. Четыре против одного в пользу нетерпимых.