ДАЖЕ те, кто не знает и не смотрит современное отечественное кино, наверняка скажут: ужасы, бандиты, чернуха. Тем радостнее появление таких картин, как "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой. Фильм удостоился приза за лучший сценарий и приза прокатчиков на "Киношоке", его ждали в Каннах, Локарно, пригласили в Роттердам.
Живет в провинциальном городе женщина, из тех, кому за тридцать. Живет вместе с дедом, старым, глухим. А семьи нет. Одинокая женщина - само по себе драматично, потому что предназначение женщины, из ребра сотворенной, быть половинкой. Быть чьей-то, а не ничьей.
Лиля - ничья. Работает на птицефабрике. Мало-
эстетичный, мягко говоря, процесс производства показан жестко, натуралистично, с ощипыванием и отрезанием голов. Непонятно зачем - героиня вполне могла бы работать и на ткацкой фабрике, а тягостная, одуряющая беспросветность ее одиночества - разве во внешних обстоятельствах? Одиночество не имеет адреса и места работы. Лиля ходит вечерами в местную гостиницу к тетке-администратору - знакомиться с приезжим командированным, по анкете - неженатым. Знакомится - со всеми вытекающими последствиями. И в очередной раз оказывается обманутой, покинутой. А после пишет очередному "возлюбленному" письма с подписью "С любовью, Лиля".
Главное открытие картины - Марина Зубанова в роли Лили. Звезда из толпы, что мы наблюдаем ежедневно на улицах, в метро, - тетка с кошелкой. Но глаза? Но эта открытость жизни, вечное неубиваемое предчувствие счастья? Золушка в ожидании Принца. Готовая ("душа ждала кого-нибудь") довериться, поверить, всю себя отдать буквально первому встречному. Да, это так по сюжету, но у кого поднимется рука бросить в нее камень? У этой картины могло бы быть несколько финалов. Тот, что есть, - не самый убедительный, зато обнадеживающий: быть может, очередной окажется тем, кто на всю жизнь. А пока - "С любовью, Лиля".