Театральный художник, сценограф Павел КАПЛЕВИЧ в столичной художественной среде славится тем, что умеет совершать абсолютно невозможные вещи. Он "проращивал" ткани, и на полотне сквозь шерсть действительно прорастало тончайшее кружево, он обул Меньшикова - Чацкого в валенки в спектакле "Горе от ума", благодаря его убеждениям (и в его костюмах) Нонна Мордюкова сыграла главную роль в фильме "Мама", уговорил капризного Гафта выйти на сцену в экстравагантном костюме в спектакле "Коллекция Пинтера".
- Вы обращаете внимание, как меняются люди на улицах Москвы?
- Конечно, обращаю. Но при всех изменениях, мне кажется, москвичи все равно очень осторожны в выборе одежды. Ярко себя никто не проявляет, если же кто и делает это, то на грани психиатрии. И для меня зрительный зал все равно остается серой массой.
- Почему?
- Возможно, это генетически заложенный момент страха - перед жизнью, перед яркой краской. Наш истеблишмент сегодня покупает японских дизайнеров - черные или серые цвета - и очень редко выбирает белые одежды. Я знаю гардеробы самых стильных женщин столицы - в них преобладают черные вещи. Есть, конечно, исключения - такие яркие экзотические бабочки типа Ксении Собчак. Не знаю, может, так и должно быть, может, мы слишком экзотичны в каких-то поступках, в эмоциях, чтобы еще и в одежде выделяться. Может, нам надо успокоиться сперва, а потом уже добавлять яркие краски в гардероб. Но мне лично не хватает цвета. Это первое.
Второе - за несколько последних лет мы стали выглядеть стильнее, но какое-то свое естество народ потерял. Когда ничего нигде не было, люди находили возможность как-то окружающих обрадовать. Вот я пришел в какое-нибудь кафе, а там сидит человек в шляпке, ну абсолютно идиотской! И я знаю, человек этот понимает, что шляпка идиотская и что вид в ней смешной, но он все равно не побоялся ее надеть. Да, по улицам ходила серо-черная масса, но у каждого второго в руках была сумка какая-то интересная - мол, мы тоже в западной моде понимаем. А сегодня стараемся одеваться максимально по-европейски, очень утилитарно, рационально, но потеряли эту чисто русскую специфику. Конечно, мы не можем бесконечно ходить с этими авоськами бесформенными, но и совсем терять свое лицо - тоже плохо. Сейчас в Москве появились деловые компании или дорогие клубы, куда ты приходишь и не понимаешь, где находишься - в Лондоне, Париже или Москве. С одной стороны, это плюс нашим деловым людям, с другой - в этом НЕПОНИМАНИИ, где ты находишься, в Лондоне или Париже, а не в Москве или Ярославле, - минус. Кажется, еще Набоков сказал: "Русские всегда очень много думают об одежде и всегда одеты уродливо". На Западе люди гораздо меньше думают о своем внешнем виде и поэтому одеты гораздо деликатнее.
- Что еще мы потеряли по дороге к европейскому стилю?
- Право быть провинциальными в своем замкнутом пространстве и не стыдиться этого. Радоваться тому, что мы не такие, как они. Правда, раньше нам ничего не оставалось, кроме как радоваться своей непохожести и убеждать друг друга, как там все ужасно, хотя никто из нас ТАМ ни разу не был. Но как только мы все это добро западное поимели, сразу себя быстренько переодели, перестригли. Что тут сказать? Вернуться к себе прежним, на 20 лет назад? Очень сложно.
- Но это же смешно - заставлять столичных модниц носить бабушкины кошелки, только чтобы не быть похожими на Запад. Да я в жизни эту кошелку в руки не возьму - потому что у меня она вызывает конкретные воспоминания: о бедной унылой жизни с беспросветно пустыми магазинами.
- Мне кажется, что этим могли бы заняться наши дизайнеры, но они сильно сориентированы на Запад, слишком много и слишком внимательно изучают западные глянцевые журналы. А вот попробовать в здешней действительности найти что-то стильное и попытаться это так подать, чтобы народ в очередь выстраивался... Мы разговаривали с Петей Мамоновым, он сказал: "Пятьдесят лет наши подъезды красили ужасной зеленой краской, а теперь мы все, как один, делаем евроремонт, одинаковый, стерильный, и никому в голову не придет, что мы 50 лет с этим жили и что мы обязательно должны ЭТО переосмыслить и на основе ЭТОГО сделать что-то оригинальное". Но какие бы рецепты мы сейчас ни выдвигали, хотя бы поколение нужно пропустить, чтобы народ забыл эту унылую жизнь и снова полюбил валенки.
Я вот попытался заняться продюсированием - в том числе и в области моды - и понял, что наш рынок к этому не готов. Ведь мода - надстроечный бизнес, он во всем мире таков. Нельзя искать деньги под моду: человек или корпорация какая-то, чей бизнес идет очень успешно, может параллельно - параллельно! - заниматься еще и раскруткой какого-нибудь дизайнера. У нас этого пока нет. И если не появятся свободные деньги, которые будут вкладываться в молодых дизайнеров, ничего не произойдет. Как на Западе ведут молодежь? Их там отслеживают с момента поступления в школу дизайна. И пусть байеры сто раз потом ошибутся, но талант они точно не пропустят. У нас же все пока делается личным энтузиазмом самих модельеров. А ведь, как правило, самые талантливые обычно наименее пробивные.
Есть такой термин - деньги старые и новые. Старые деньги - это состояние, за которым стоит несколько поколений, а не только что сворованные, когда человек сидит и боится, что его не сегодня завтра хлопнут за эти деньги. Имея базовый капитал, эти люди уже могут думать о тряпках, потому что им не надо заботиться о ежедневном куске хлеба.
- Какой из европейских городов более продуктивен в создании своего стиля?
- Наверное, Лондон. Англичане могут себе позволить ходить по улицам с авоськой, а не с дорогущей кожаной сумочкой - у них хватает мозгов так обыграть неказистые вещи, что они становятся стильными.
- А из наших звезд кого можно считать самыми стильными?
- Олег Меньшиков и Настя Вертинская. Они очень внимательны в выборе стиля. Сперва и тот, и другая долго носили Армани, потом в их гардеробе потихоньку появились японцы, а теперь они выбрали нечто среднее между Армани и японцами. Я не раз видел, как в провинции очень много мужчин (не сумасшедшие поклонники, а нормальные бизнесмены) подражают Олегу - стригутся так же, шарфики какие-то носят. Мне кажется, что сейчас очень многие подражают Лене Яковлевой - у нее получилось 100%-ное попадание с ее Каменской в образ современной русской женщины.