ЕСЛИ вас мучают проблемы лишнего веса, депрессия или другие напасти - идите в цирк. Там вы на время обо всем забудете, а потом, возможно, захотите наконец с болячками расстаться. В этом уверен генеральный директор и худрук Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим НИКУЛИН.
Мода
КАКОВА сейчас цирковая мода - техническое усложнение или простота? Однозначно не ответишь. Но во всем мире в цирке все чаще можно наблюдать откат от современных тенденций: то ли это тяга к чему-то стабильному, то ли какая-то ностальгия. То ли просто усталость. Жизнь быстро меняется, и многие не успевают меняться вместе с ней, особенно люди среднего достатка и социального положения, - а цирк рассчитан именно на них, это массовое искусство. К тому же в цирке трудно придумать что-то новое: при всем кажущемся разнообразии набор жанров ограничен. И сегодня важно даже не что делать, а КАК.
Основа цирка - все равно трюк, но сейчас на первый план выходит мастерство актера. Должен присутствовать образ, должна быть режиссура, музыка, свет. Знаете, англичане говорят: элегантный человек - это тот, кто на сезон отстает от моды. Вот и цирк тоже должен немножко отставать. Я долго думал почему. А потом понял: мне трудно себе представить, что человек шел по улице и вдруг захотел пойти в цирк. Я могу представить спонтанный поход в кино: то ли давно не был, то ли увидел рекламу. А к цирку готовятся, заранее покупают билеты (перед началом в кассе билетов уже нет) - и приводят детей. Это семейное искусство, семейное шоу, и детей обычно к нему готовят. Папа с мамой рассказывают: вот сейчас мы пойдем в цирк, вы там увидите то-то и то-то - и все ассоциации из собственного детства. И поэтому, когда человек приходит в цирк и видит не то, к чему он готовился и к чему готовил детей, он чувствует себя обманутым.
Цирк - это сплав стабильности и традиций. Не хочу показаться ретроградом и консерватором, но поиск новых идей, эксперимент не должны подменять главного. Например, канадский Дю Солей - образец нового цирка. Но, с моей точки зрения, это - ненастоящий цирк: синтез современных передовых технологий и шоу-бизнеса - света, звука, машинерии, безумно дорогой, безумно эффектной. Это - шоу. И туда ходит мало детей: им это непонятно, это для взрослых, это шоу-бизнес с элементами цирка.
Цена свободы
НАШ цирк никому не подчиняется. На бумаге мы коммерческая структура, но коммерцией не занимаемся, вся прибыль идет либо на развитие структуры, либо на создание новых номеров: оборудование, реквизит, костюмы - это очень дорогая штука. Мы держим постоянный штат артистов, которые от нашего имени выступают за рубежом, ездят на фестивали, работают в Европе, Азии, Америке. Есть артисты, которых мы приглашаем в программу. Пока мы ограничиваемся СНГ, потому что зарубежных приглашать дорого. Их гонорарный уровень неизмеримо выше. Мы можем пригласить звезду - у нас даже есть на это деньги - и платить по ее расценкам 250-300 долл. за выступление. Но артисты, которые будут рядом с этой звездой работать и не так уж сильно проигрывать ей по уровню, будут получать при этом 300 руб. Они достойны гораздо более высокой оплаты.
Гонорары складываются из цен на билеты (от 20 до 250 руб.). Цену на самые дешевые билеты - по 20 и 40 руб. - мы не меняем. Это верхние места, но с них хорошо видно, хоть они и подальше от арены. Мы должны предоставить возможность тем, у кого в принципе нет денег, прийти посмотреть спектакль. Деньги, которые мы вкладываем в создание и переоснащение номеров, никогда не вернутся. Это не те инвестиции, которые дают проценты. Но когда вкладываешь в искусство - нельзя требовать материальной отдачи. Мы сейчас будем делать свой коллектив на льду, купили в Финляндии специальное оборудование, и следующей программой будет "Цирк на льду".
Еще один проект - шапито. Уровень программ, которые показывают на периферии, - не очень высок. Зрители не заслужили такого отношения. Очень многие, приезжая из мест отдаленных в Москву, даже из числа моих знакомых, говорят: оказывается, цирк-то еще есть! А в наших краях такое показывают - кошмар. Причем называют все себя учениками Никулина. В Москве мы навели порядок: тут тоже были какие-то левые бригады под нашей маркой. А в провинции они все еще промышляют. И люди смотрят, плюются и проникаются мыслью, что цирк в России кончился. А когда видят то, что мы показываем, - удивляются: оказывается, все есть. Мы работаем с независимыми продюсерами и в этом году хотим отправить по России три программы. Для этого нам и нужен шапито: мы будем независимы от больших цирков, будем на альтернативной основе показывать свой цирк.
Здесь каждый - звезда
ПОЧЕМУ в нашей стране поп-звезд, актеров кино все знают, а артистов цирка - нет? Цирк - более замкнутый мир, нежели остальной шоу-бизнес. В шоу-бизнесе очень многое зависит от денег. Можно взять посредственного певца, вложить в него деньги и раскрутить до уровня звезды. А в цирке так нельзя, потому что сколько денег ни вкладывай, если человек не может, он никогда и не сможет. Здесь нет фонограммы, нет дублеров, артист делает все сам. Это самое честное искусство. Даже драматический актер может выйти на сцену и сыграть, как говорят в театре, вполноги: всякое бывает, перепил вчера, или дома нелады, или, в конце концов, простужен - ну нет куража. А в цирке вполноги не получится.
В принципе мы сейчас больше ориентированы на внутренний рынок, на Россию. А если сможем обеспечить оплату, приближающуюся к средней, скажем, в Польше или Италии, тогда и артисту будет интереснее работать здесь: ведь здесь он дома, нет никаких проблем с перемещением, транспортом, реквизитом. Тогда мы и начнем поднимать упавший рейтинг российского цирка за рубежом. Все знают, что у нас классный цирк. Но после того, как открылся клапан и появилась возможность заключать частные контракты, за границу хлынула куча совершенно подзаборных халтурщиков, и все они называли себя "московский цирк", "российский цирк". Естественно, планка сразу упала. И гонорары упали. Стало понятно, что можно вместо классного, золотого номера набрать 5 человек, которые работают 10 номеров. Да, они работают паршиво - зато за копейки. И пошла молва, что российский цирк падает...