В НАЧАЛЕ следующего года опять наверняка поднимут цены за проезд. Но большого отряда пассажиров-льготников эта проблема не коснется. Почему их так много? Ведь в приснопамятные советские времена большинство пассажиров исправно платили 5 коп., а отдельные льготники (депутаты, милиционеры, солдаты, герои, слепые инвалиды) составляли ПОДАВЛЯЮЩЕЕ МЕНЬШИНСТВО. В постсоветский период каждое вновь создаваемое ведомство выбивало для себя различные льготы: на транспорт, жилье, услуги связи, налоговые. Первыми эти льготы подарили себе народные депутаты и охотно стали раздавать их другим чиновникам.
Что мы имеем сегодня? Перечень льготных категорий пассажиров и ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА ИХ ПЕРЕВОЗКУ до сих пор городскими властями не утверждены. Имеется лишь Перечень документов, удостоверяющих право бесплатного проезда на метрополитене. Сей труд объемом в 14 листов предназначен для контролеров и безумно затрудняет работу из-за неразберихи с документами. Например, по два различных вида документов имеют: работники налоговой службы и транспортной инспекции, реабилитированные лица и судьи арбитражного суда. По три разновидности - у почетных доноров. По пять - у военнослужащих и работников милиции. Шесть видов документов - для орденоносцев. Аж восемь видов документов - для участников войны. Различные документы предусмотрены для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: "Удостоверение участника" и "Удостоверение ветерана подразделений особого риска". Проездной билет серии "И" выдается: детям погибших воинов-интернационалистов, инвалидам детства, детям-инвалидам до 16 лет и совсем экзотической категории - "участникам Карибского кризиса 1962 г.". Зачем столько "корочек"?
Эта проблема частично решена в некоторых регионах, где основанием для бесплатного проезда является "Единый билет льготника", который предприятия и ведомства ПОКУПАЮТ в городской администрации и выдают бесплатно своим работникам, имеющим право на льготы. Кстати, еще в 1991 г. предполагалось выдавать пенсионерам Москвы проездные билеты. Сейчас планируется поэтапное обеспечение всех льготников смарт-картами, но когда это будет, пока неизвестно. Может быть, пока разработать "Единый билет льготника" и продавать его соответствующим предприятиям и ведомствам по тарифам, установленным правительством Москвы. Тогда Мосгортранс и метрополитен будут получать вместо абстрактных дотаций плату за перевозку всех пассажиров независимо от их статуса.