Примерное время чтения: 4 минуты
298

Охрана спит - вахта идет

УЖЕ лет примерно десять нас пристально разглядывают охранники: в магазинах, банках, ресторанах, офисах. Охранники смотрят на нас, а мы так же внимательно - на них. И обычно видим: крепкие вооруженные мужчины изнывают от безделья, флиртуют с проходящими мимо девушками, изредка косятся на монитор в паузах между кофе и сигаретой. Но, даже если без сигарет и кофе, а с орлиным взглядом и уоки-токи, все равно - скучают мужики...

"РАБОТА у них такая. Нетворческая. Нудная и гадкая. Она расписана по часам, и ее надо тупо выполнять. Я не знаю ни одного человека, который бы мне сказал, за что ее можно было бы любить", - говорит Дмитрий Фонарев, президент Национальной ассоциации телохранителей России. Занимаются этой работой в Москве порядка семидесяти тысяч человек. Получают за нее... от 100 долл. в месяц. Но это - демпинговая цена за услуги. Скажем, личный охранник меньше чем на 500 не согласится из принципа, а больше 1 тыс. долл. ему никто и не предложит. Всего несколько десятков телохранителей в Москве получают 2,5 тыс. долл. - и попадают за них практически в полное рабство, без выходных, отпусков, с ненормированным рабочим днем и приказами типа: "Сбегай-ка нам за пивом!" И ничего, бегают. Потому что сегодня есть работа, а завтра ее нет. "Нестабильный рынок", - объясняет Фонарев.

"Потребность в охранниках в Москве высокая, но и конкуренция высокая, а зарплата, наоборот, очень часто низкая", - считает Елена Андреева, руководитель одного из столичных частных охранных предприятий. И рассказывает, что в идеале надо бы брать на работу профессионалов со стажем в МВД, ФСБ. А кто-то нанимает и непрофессионалов.

Прежде всего, если имеется склонность к наркотикам или алкоголю. Потому что с похмелья да с оружием в руках можно таких дел натворить! В обычной ситуации ударь его - он даст сдачи. А если в этот момент в руках у него будет "ствол" - может случиться "превышение необходимой самообороны". Что означает не только потерю лицензии и часто свободы, но и большую "подставу" охранному предприятию.

С другой стороны, в приличном ЧОПе по возможности стараются выяснить: а не трус ли претендент в охранники? С первого взгляда не определишь, экстремальную ситуацию специально не подстроишь. Приходится полагаться на тесты и приговор психологов: "ляжет" человек при нападении или сумеет оказать сопротивление? Любой профессионал знает, что ложиться бессмысленно - шансов погибнуть не меньше. Защищая "объект", он защищает и себя. И не ставит вопрос: "Что важнее: деньги, бриллианты, жизнь клиента или моя жизнь?"

Увы, по поводу элементов сладкой жизни, которую приходится защищать, у охранников иногда проявляется "совковый эффект" - так его называет г-жа Андреева. Человеку психологически тяжело охранять роскошь, он считает: если богатый - значит, вор и деньги его неправедные. Такие охранники в казино или ювелирном магазине верой и правдой служить не будут - их надо куда-нибудь в офисы, на склады. Но тут надо опасаться другого "совкового эффекта" - укоренившейся потребности стянуть, что плохо лежит. Хоть карандашик, хоть ручку, а домой принести.

Власть у охранников бывает разной. Кто еще столько времени, сколько телохранитель, находится при боссе? Значит, может что-нибудь "ненароком" о ком-нибудь сказать, дать совет... Особенно если клиент сам пытается установить дружеские отношения с охранником, надеясь, что он преданнее будет его защищать. Кстати, это ошибка. Охранник, с которым держат дистанцию, лучше выполняет свои обязанности. В экстремальной ситуации он должен вести себя жестко - схватить, бросить в машину, скомандовать: "Лежать!"

И совсем нехорошо, если более чем дружеские отношения устанавливаются с женщинами-клиентками. Как говорится, если вы ведете машину и гладите коленку спутнице - значит, и то и другое вы делаете плохо. Надо выбирать.

"А самое сложное, с чем сталкивается каждый охранник и для чего понадобятся вся его выдержка и самоконтроль, - это состояние ожидания. Всякий, кто ждал опаздывавшую на свидание девушку, знает, насколько это сложный психологический процесс, - говорит Елена Андреева. - А тут ожидание не девушки, а нападения. При этом человек вынужден двигаться по маленькой траектории и внимательно наблюдать за маломеняющейся картинкой, он не имеет права отвлечься, заняться посторонним делом. За ним - чужие жизни, большие ценности... Да, это нелегкий заработок".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно