Примерное время чтения: 5 минут
119

От первой до последней лампочки

Я ВСЕГДА очень любил наблюдать за монтерами, как они лазают по высоченным столбам и "трогают электричество". Дополнительной романтики добавляли байки и анекдоты вроде "С когтями, а не птица, летит и матерится". Удовлетворяя свою тягу к полетам и иллюминации, я решил, что лучшего приложения своих сил мне не найти, и отправился архитектурно освещать будущие праздники.

ВООБЩЕ-ТО сначала была другая идея - повесить к праздникам на фонарях сотню-другую флажков. Но скоро выяснилось, что за самовольное развешивание можно и схлопотать, а официальные организации разводят руками: "Смежники подводят, сами понимаете, дефицит флагов..." С лампами, похоже, такого дефицита не наблюдалось, и вот я получил сине-зеленую робу фирмы "Светосервис", занимающейся архитектурной подсветкой, и направление на маршрут N 10.

Руки вверх!

ТО ЕСТЬ на Манежную площадь и всю Тверскую, вплоть до Белорусского вокзала. Жизнерадостный прораб, расхваливая "блатной" участок ("Ты прикинь, с путанами на ночном дежурстве!"), сдал меня вместе с робой на руки бригадиру дяде Коле, и я стал "седьмым лишним" в установленной регламентом бригаде из шестерых матерых монтеров. Обстановка в подсобке у церетелиевских четырех коней была почти боевой. "Значит, так, - дядя Коля обвел всех довольно мрачным взглядом, особо задержавшись на мне. - Праздники... Короче, труба. Сегодня у нас общая проверка, гостиница "Москва" и прочее, но сначала - ТО-2 "Манежки", и смотрите у меня! Молодой со мной пойдет..." Начало было несколько пугающим, особенно загадочное ТО-2, да и перспектива работать непосредственно с бригадиром не сильно вдохновляла. Впрочем, на поверку дядя Коля оказался вовсе не мрачным занудой, а обычным мужиком, к тому же, как быстро выяснилось, не дурак потрепаться.

"Авторитет, Костька, это главное, - поучал он меня, пока я нес стремянку к входу в Александровский сад. - Строгость, дисциплина, она везде нужна, а у нас, может, еще больше, чем в армии. Вот, был один такой молодой, вроде тебя, так я ему говорил, ты, мол, во включенный прожектор не смотри, а он, блин, посмотрел, и чё? Полчаса ходил слепой, как дурак... Так что, если я тебе что скажу, ты выполняй без выкрутасов".

Страшное на слух ТО-2 оказалось техническим обслуживанием. В соответствии с жесткими инструкциями мне надлежало: 1. Осмотреть техническое состояние осветительного прибора. 2. Произвести сухую чистку отражателя, мокрую чистку защитного стекла. (Использовав положенные 0,01 кг ветоши и 0,5 л воды на каждый осветительный прибор.) Пункты 3 и 4 (отцентровка и осмотр кабельных линий) оставались на совести дяди Коли. Я слегка повозражал, но дядя Коля быстро пресек бунт: "А у тебя третий допуск есть? До тыщи вольт? А минимум стажа в 5 лет? Вот то-то же. Давай щательней, надо с торшерами этими до четырех управиться..."

Нет, есть все-таки какая-то мудрость в инструкциях и допусках. Предпраздничного ТО-2 даже в сокращенном варианте мне хватило выше крыши. И ведь не высотные работы, а так, до 2-3 м. Зато с поднятыми вверх руками, затекающими, дрожащими уже после пятого фонаря, то есть извините, торшера, и попробуй только лампочку уронить... Ответственность! И так - все без исключения торшеры в Александровском саду и на Манежной. После пятидесятого я сбился со счету и выбился из сил.

Праздник труда

К ЧЕТЫРЕМ часам я, мокрый и убитый, стоял у микроавтобуса и пытался прикурить. Сигарета ходила ходуном. "Эх, Костька! - дядя Коля сочувственно на меня посмотрел. - Сейчас хоть и перед праздниками, а все ж таки полегче, чем сразу после зимы: протер, помыл и шуруй себе дальше... А по весне и жалюзи надо снять, проверить все светофильтры... Вода в лампах - сущее наказание. Вода-то, она дырочку найдет, хоть сто раз все герметично, и лампа грохнет, заменяй... Не, сейчас полегче, вот только не побили б нам чего, а то каждый день 2-3 лампы летят, а уж на майские-то спьяну сколько переколотят... Ладно, с торшерами все, давай грузиться".

То, что было дальше, слилось для меня в какую-то кашу. На маршруте N10 оказалось почти 9 тыс. осветительных приборов! (Кстати, всего в Москве 448 объектов с архитектурно-художественной подсветкой в 61719 ламп и прожекторов.) Слава богу, проверять и чистить пришлось не все - что-то сделали до нас, что-то осталось следующей смене. Но даже при таком раскладе я не смог понять, почему же этот маршрут считается "блатным". Тем более что во время работы на Тверской было совершенно не до путан - только бы живым остаться. Впрочем, пару просветов я все же помню. Один раз, когда я, судорожно сглотнув, посмотрел на дядю Колю с напарником, что-то менявших на почти 20-метровой высоте. Вот я порадовался, что не имею 3-го допуска! И еще разок, когда до меня наконец-то дошло, как именно становятся столицей европейского уровня. Ну хотя бы к майским праздникам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно