Примерное время чтения: 6 минут
178

Погонный мент

КОГДА сотрудники Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД предложили мне поучаствовать в задержании подозреваемого во взятке крупного милицейского чиновника, сердце мое наполнилось тихой радостью. Долгие годы я доставал большое милицейское начальство вопросами о том, доколе мирные российские граждане будут страдать от произвола лиходеев в форме, и вот мне наконец выдалась возможность своими глазами узреть торжество справедливости. В этот раз "клиентом" сотрудников управления "по чистке рядов" должен был стать начальник паспортно-визового отдела одного из округов столицы майор Н.

ПОКА техники обвешивали идущего на дачу взятки потерпевшего специальной аппаратурой, оперативники ввели меня в курс дела: "Этот майор совсем совесть потерял. Надо ж додуматься - вымогать деньги у государственной организации!" Оказалось, что в профессиональные обязанности начальника отдела входит оформление регистраций для приезжающих на обучение в российский Центр международного обучения (ЦМО) МГУ студентов из США, Китая, Японии и других стран. Администрации ЦМО не всегда удается в срок собрать все необходимые документы. И хотя коллеги Н. обычно соглашаются ждать, пока университет подготовит нужные бумаги, наш майор оказался не из таких. Следуя букве закона, он припугнул руководство ЦМО штрафом в 28 тыс. руб. Однако, внезапно смилостивившись, чиновник пообещал сделать скидку в 8 тыс. руб., но только при условии оплаты наличными ему в карман. Получив предварительное согласие, подобревший начальник отдела даже подсказал, где найти необходимые деньги. По его мнению, эти средства нужно было... собрать с иностранных студентов. Справедливо рассудив, что вымогательство у собственных учеников денег на "подкормку" нечистоплотного служителя порядка - дело не совсем правое, администрация ЦМО приняла решение обратиться в ГУСБ.

В засаде

КАЗАЛОСЬ БЫ: ну что тут сложного - взять вымогателя. По фильмам и телепередачам каждый из нас прекрасно представляет, как это происходит. Вот потерпевший передает преступнику взятку, тут же в кабинет врываются бравые молодцы, которые застают опешившего неприятеля с деньгами в руках и заковывают его в наручники. На деле все оказывается гораздо сложнее. Об этом по дороге на место основного действия мне рассказывает начальник оперативного отдела ГУСБ Михаил Ушанкин: "Люди, с которыми нам приходится бороться, имеют огромный опыт. Многие из них обладают просто звериным чутьем: бывает, что в последний момент они отказываются от денег, и вся операция идет насмарку". Как будто в доказательство его слов поступает информация, что наш майор срочно уехал на совещание и когда теперь вернется - неизвестно.

Кефир, булочки, воспоминания о былых победах - уже несколько часов вся группа сидит в засаде в нескольких неприметных машинах вокруг жилого дома, на первом этаже которого находится нужный нам "объект". Чтобы убить время, задаю офицерам ГУСБ набившие оскомину вопросы: "Может быть, взятки берут, потому что зарплата маленькая?" - "Если кому не нравится, пусть меняет профессию". - "А нет ли у вас чувства, что вы своего берете - мента?" - "Какой же он свой? Люди в Россию учиться едут, и первое, что видят, - такого вот "служителя закона".

Дело идет к вечеру, а от вымогателя нет никаких вестей. Даже лично у меня на этого майора вырастает острый зуб. Но вот выясняется, что злодей сегодня не приедет, и наша операция переносится на следующую неделю. Моя вера в справедливость опять оказывается под угрозой.

Проходят выходные, и мы встречаемся в том же составе на том же месте. Я серьезно опасаюсь, что еще один день в засаде будет стоить мне выговора от начальства. Но, к счастью для нас, корыстный майор на этот раз оказывается на месте. И, судя по телефонному разговору с начальством ЦМО, денег хочет по-прежнему. Однако в последний момент Н. проявляет чудеса подозрительности. Вначале он внезапно выглядывает за дверь, и у меня, стоящего на лестничный пролет выше, перехватывает дыхание. Потом он начинает упрямо называть деньги "документами" и, вместо того чтобы взять их в руки, просит положить в стол.

Песенка спета

САМ момент задержания проходит буднично и неярко. Никаких заломленных рук, избиений или стрельбы. Предельно корректные офицеры ни разу не повысили голоса и даже понятых честно нашли на соседней улице. Пока завершались все формальности, я нашел на полке у майора книгу по милицейской этике. Первые 30 страниц у нее слиплись от типографской краски - их никто ни разу не открывал!

Уже на улице мне удалось вытянуть из майора несколько ответов на мучившие меня вопросы. Выяснилось, что все это - "большая ошибка (и мы все о ней, естественно, пожалеем) или преднамеренная провокация. Денег ни у кого начальник отдела никогда не брал, а помогал людям на основе взаимовыручки. Так, некие доброхоты за определенные услуги сделали в его отделе ремонт, а другие закупили компьютеры и мебель". И вообще, "черт его дернул польститься на предложенную квартиру и перейти в этот отдел из министерства". На этой бескорыстной ноте мы с Н. расстались. Теперь по его делу ведет проверку прокуратура.

Ситуацию комментирует заместитель начальника ГУСБ МВД РФ Николай КОРОБОВ:

- К ВЕЛИКОМУ сожалению, сегодня наши граждане нередко сталкиваются с фактами вымогательства со стороны сотрудников правоохранительных органов. Если вы попали в подобную ситуацию, надо понимать, что дачей взятки вы ничего не решите, а лишь осложните свою ситуацию на будущее. В подобном случае вам необходимо обговаривать место и время передачи денег и обращаться в местное подразделение УСБ. Круглосуточно связаться с московским Управлением собственной безопасности можно по тел. 255-96-57, а номер дежурного по Московской области 917-53-01. В случае необходимости вы можете обращаться и напрямую в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по адресу: ул. Большая Пионерская, д. 6/8 (тел. 239-07-30). Наши сотрудники объяснят, как правильно составить заявление, зафиксируют его и помогут решить вашу проблему.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно