СОСТОЯЛАСЬ московская премьера новой картины Александра Сокурова "Отец и сын", показанной уже за рубежом и награжденной на Каннском фестивале призом жюри международной кинопрессы. Это второй фильм трилогии, задуманной известным режиссером. Первая картина называлась "Мать и сын", третья будет именоваться "Два брата и сестра". Нетрудно понять, что все они - об одном. О самом главном в человеческой жизни, самом хрупком и часто так небрежно хранимом - о кровных человеческих узах.
Сокуров снял светлую, очень простую и чувственную историю. Да, собственно, истории-то и нет. Есть двое: совсем молодой отец (Андрей Щетинин) и юный, взрослеющий сын (Алексей Неймышев). Чаще всего они и на экране вдвоем, как и в этой жизни, в этом мире. Женщины, матери, жены нет, она давно умерла. Это внесюжетная, вневременная и внебытовая история двоих мужчин, которые связаны кровно, душевно, неразделимо, счастливо и больно, которые очень любят друг друга, но по непреложным законам жизни она же, эта жизнь, и разлучит их. Дети вырастают, и одиночество родивших их неизбежно.
О картинах Сокурова, филигранного мастера кино, и об этой почему-то часто хочется говорить не в категориях искусства. Хотя построение кадра, изображение (оператор Александр Буров), музыкальное решение - звучит Чайковский - гармоничны, а актерские работы непрофессионалов естественны, эмоциональны и умны. О картинах Сокурова хочется говорить в категориях жизни, в категориях нравственных. Расхожие истины, казалось бы, к творчеству Сокурова неприложимы. Но именно после этой картины ощущаешь одну из них так остро: мальчику нужен отец. Эти двое связаны до невозможности, до непредставимости нежной любовью. Искренне и нежно снят этот фильм, где в изначально грубой целлулоидной плоти кинопленки материализуется невесомое - тончайшие движения душ, чувственная вибрация сердец, и от того словно дышит, светится, пульсирует экранное изображение.