ГОРОДСКИЕ власти объявили о том, что намереваются восстановить отдельные части Лефортовского парка в том виде, какой они имели в XVIII веке. Идея на первый взгляд очень привлекательная: парк сейчас находится не в лучшем состоянии, и его не мешало бы привести в порядок. Но как он будет выглядеть на следующий день после реконструкции?
НА ЭКСКУРСИЮ по нынешнему и будущему "московскому Версалю" я отправилась вместе с членом рабочей группы Экспертно-консультативного совета по Лефортовскому парку Геннадием Холманских. Первое здание, которое бросается в глаза, - это отнюдь не дворец, а здание оздоровительного комплекса, тонущее в туче иномарок. Рядом стадион, заросший травой и "украшенный" подгнившими трибунами. Между деревьями прячутся теннисные корты. Согласитесь, будущие дворцы будут смотреться в таком контексте странно...
Сохранившихся исторических зданий на территории парка очень немного. В первую очередь это Петровская беседка. Около ста лет назад она была перенесена на новое место и перестроена, причем ее нынешний вид мало напоминает прежний. Затем "грот Растрелли". Долгое время он давал приют бомжам. Кострища на траве у самой воды видны и сейчас. К 850-летию Москвы ОАО "Центрреставрация ПИК" установило над гротом парапет. Прошло всего 6 лет, а парапет уже почти развалился: из-под белого покрытия выглядывают красные кирпичи, грубо смазанные цементом (у Растрелли попрочнее строить получалось). За высоким забором виднеется Екатерининский дворец - там сейчас расположена Военная академия бронетанковых войск, и ее территория парку не принадлежит.
"Центрреставрация ПИК" восстановила и средний партер. Геннадий Холманских утверждает, что "плитка была положена на бетон, что запрещено законом г. Москвы "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры". И теперь выдвигается проект, предполагающий воссоздание Анненгофского канала с набережными, арочными мостами и каскадом фонтанов, а также чистку прудов и понижение уровня грунта и воды. Но нам не так много известно об архитектурном облике этих объектов. Например, о каскаде мы знаем, что он был украшен нишами, колоннами, большими тумбами с белокаменными балюстрадами. На каждой тумбе стояла аллегорическая статуя. Ни чертежей, ни рисунков статуй в проекте не представлено". Сейчас на этом месте большая грязная лужа с "драными" травянистыми берегами.
Есть информация, что в ходе реконструкции вырубят от 800 до 2 тыс. деревьев. Также идут разговоры о строительстве Зимнего Анненгофа и палат адмирала Головина. На месте, где в 1736 г. отец и сын Растрелли построили для Анны Иоанновны Зимний дворец, сейчас расположены два жилых двенадцатиэтажных дома, школа и детский сад. Архитектура дворца известна только по нескольким зарисовкам любителей. Чертежей фасадов нет, как и проектов интерьера и разверток стен. Палаты адмирала Головина изображены лишь на двух старинных гравюрах маленького размера. На месте старого дворца сейчас стоит заброшенное здание какого-то цеха и общественный туалет отвратительного розового цвета. Сразу видно, что землю здесь не рыли годами, так что логично заключить, что никаких исследовательских работ по поиску фундамента не проводилось.
Проект ОАО "Центрреставрация ПИК" исследуется в "Мосгосэкспертизе", но уже получил одобрение столичных властей. Геннадий Холманских считает: "В проекте не собрано достаточно информации для проведения восстановительных работ. Ведь прежде чем строить, нужно четко знать, что и на каком месте здесь когда-то было. Иначе воссоздание станет подлогом: на месте дворцов и каналов XVIII века мы увидим плоды фантазии современных архитекторов. И вместо чудесного превращения в Петергоф или Версаль Лефортовский парк может стать пресловутой архитектурной обманкой". А нужны ли нам в принципе с нуля построенные дворцы (тем более что до сих пор непонятно, что там будет внутри)? Может быть, лучше парк оставить просто парком - только с ухоженными дорожками, растениями, озерами. И городу такой проект обойдется значительно дешевле.