Примерное время чтения: 7 минут
129

История: справочник, роман или сборник мнений

Учебники истории переписывают почти каждый год

Как избавить историю от политики?

Учителя все еще советской закваски

НЕДАВНИЙ скандал вокруг учебника истории еще раз напомнил нам о старой проблеме: как нужно преподавать этот предмет в школе. Почему все понятно с книжками по биологии или математике и даже литературе, но такие сложности вокруг истории? Знаете ли вы, например, что в школах одобренных и утвержденных Минобразованием РФ аж 88 учебников истории! И все равно они чуть ли не каждый год переписываются. Неужели нельзя сделать одну книгу, которая давала бы полное представление об отечественной и зарубежной истории? Это не отменяет необходимость учебников разных уровней - для углубленного изучения, для школ без гуманитарного уклона и для коррекционных классов. Но он не должен переписываться!

Поэма к дате

ПОЧЕМУ "рука сама тянется переписать", понятно. Меняемся мы, время, страна, меняются не только политические оценки, но и моральные и нравственные ценности. И это касается не только событий недавнего прошлого. Например, Александр Невский, воспетый советским кинематографом, считается великим русским полководцем. Но, как оказалось, рубил он головы не только шведам, но и своим соплеменникам - русским князьям. Правда, в то время постоянных междоусобиц такое поведение считалось вполне нормальным, "моральным". Но как прикажете рассказывать об этом персонаже сегодня?

В США, например, учебники истории не переписываются. Там существует так называемая "галерея национальных икон" - принятая норма оценок всех президентов и их деятельности. Каждый учебник истории использует эти стандартизированные представления. Чтобы учебники и у нас не переписывались, хочу предложить два варианта решения проблемы. Совершенно противоположных. Например, почему бы не свести историю к элементарному "датному" справочнику? Пусть ученик знает, что был такой царь Иван Грозный. Правил тогда-то, принял такие-то законы, воевал там-то. И все. Мнения и оценки прозвучат на уроке, в дискуссии между учеником и учителем. Плюс дополнительная литература, например хрестоматия по истории с подборками документов с множества "флангов". Это научит ребят пользоватся разными источниками информации. Но сейчас нет НИ ОДНОЙ хрестоматии, утвержденной Минобразованием для обязательного использования в школах. Есть хрестоматии для вузов, но их применяют лишь в профильных классах по желанию учителя.

Вариант второй - объединить историю с литературой. Историческая тема в нашей классике отражена так богато! Увлекательным пытались сделать этот предмет тот же Н. Карамзин или А. Ишимова. Конечно, в литературных произведениях детали чаще всего "хромают", но в целом историческая обстановка дана верно. Изучение этого предмета можно сделать более интересным за счет привлечения цитат из книг писателей. Выдержки можно было бы объединить в один сборник с цитатами из монографий профессиональных историков. Но ни сборников цитат из литературных произведений, ни переложений трудов историков для школьников у нас нет. По крайней мере, это сделало бы сегодняшние учебники нескучными. Авторы постоянно жалуются, что им не хватает места для всего, что хотелось бы вместить в тоненькую книжечку. Но, читая, например, "Историю России XX века" (для 10-го класса) О. В. Волобуева и др., понимаешь, что авторам этого учебника нечем занять место в книге. "Главный вопрос - быть или не быть? - России придется решать в третьем тысячелетии" - многостраничное заключение на эту тему поражает выспренностью, как и общий пафосный стиль учебника. Кажется, что он целиком написан то ли о Древней Руси, то ли о каком-то сказочном государстве, тоже называвшемся Россией.

И тут пришел учитель

"В ИЗУЧЕНИИ такого предмета, как история, определяющую роль играет личность преподавателя, - считает председатель Комиссии МГД по образованию Евгений Бунимович. - К сожалению, они в основном люди немолодые и пришли в школу в советское время, являются носителями соответствующих взглядов и идеологии. А новые, только что прошедшие обучение кадры были подготовлены этим педагогическим составом. У нас есть программы переподготовки, но этого пока недостаточно. Есть только одно решение: должно пройти время - сменится преподавательское поколение". А что делать сегодняшним школярам?

Сейчас идет разработка образовательных стандартов по истории. Есть надежда, что из них исключат оценочные пункты. Например, в старых стандартах, как правило, писали так: "Павел I - мечтатель и тиран на троне". Теперь же формулировки будут приближаться к констатации фактов: "Распад Российской империи. Установление власти большевиков. Октябрьская революция". Никакого "падения царизма" и "победы революции". Но пока мы ждем смены поколений преподавателей и принятия новых стандартов по истории, что делать с этим предметом сегодня?

Леонид МИЛЬГРАМ, почетный гражданин города, бывший директор школы N 45, преподаватель истории:

- КОГДА я проводил уроки истории, старался сталкивать лбами различные теории и несхожие мнения, чтобы школьники в процессе дискуссии сами выводили итоговую точку зрения. И эта точка зрения в случае необходимости мною корректировалась. Таким образом, обсуждение конкретных исторических ситуаций я пытался вывести на более высокий уровень вневременных вопросов. Артем Боровик, мой ученик, на встрече с выпускниками говорил, что выводы, которые были сделаны на лекциях еще тогда, для сегодняшнего дня оказываются правильными и актуальными. Тем не менее в основе курса истории лежит фактологический материал. Но чем старше становятся ребята, тем большее значение приобретает анализирование и построение логических рассуждений. В конечном итоге история и литература учат школьников думать. За выполнение этой функции отвечает в первую очередь преподаватель, но также и учебник. Главная задача авторов изданий для школьного пользования - исключить возможность появления излишне политически актуализированных высказываний. Чтобы таких книг не было, учебники должны подвергаться жесткому конкурсному отбору.

Александр КОНДАКОВ, директор госиздательства "Просвещение":

- УЧЕБНИКИ будут переписываться до тех пор, пока общество не выработает единой оценки современных событий и не введет общие нормы преподавания новейшей истории. Но на это требуется время, а историю преподавать нужно уже сейчас. На фоне попыток к максимальной объективизации подачи материала нужно поручить выбор книг для школ не только Федеральному экспертному совету, как это происходит сейчас, но и более широкому кругу заинтересованных людей. Каждое издание, рекомендуемое для школ, должно становиться объектом общественного обсуждения.

Сергей КОЗЛЕНКО, профессор Московского института открытого образования:

- ОБЩЕСТВО в учебнике по истории всегда хочет видеть себя таким, каким оно желает быть. Школьная книга - одно из средств преподнесения гражданам идеалов государства. Но проблема России на данном этапе заключается в том, что мы еще до конца не знаем, каким хотим видеть свое общество. Поэтому у нас множество учебников. Опыт зарубежных стран показывает, что интерес к прошлому всегда возрастал в государстве, находившемся в критической ситуации - настоящее и будущее которого было под вопросом. Через некоторое время ситуация изменится, и в результате естественного отбора останутся лучшие учебники, по которым будет преподаваться история.

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования г. Москвы:

- УЧЕБНИКИ по истории не должны часто переписываться. Такая беда преследует в первую очередь пособия по новейшей истории. Поэтому рационально было бы отказаться от учебника по этому предмету в старших классах, когда на уроках анализируются современные события. Проведение таких уроков можно целиком возложить на учителей: они бы обсуждали с учениками различные мнения, привлекали материалы из газет, делились впечатлениями о выступлениях политиков. Но преподаватель истории обязательно должен учитывать то, что в классе перед ним сидят представители разных политических взглядов, дети, чье мнение о последних событиях по объективным причинам может быть прямо противоположным.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно