ПЕТР Чайковский обожал свою усадьбу в Клину: "Я нанял дом для жилья, - пишет он брату Анатолию Ильичу. - Большой, комфортабельный, на шоссе по направлению к Москве. Из дома чудесный вид, и при нем сад весьма достаточный". Восхищение композитора посетителям Дома-музея П. И. Чайковского понять сложно. Дом, построенный мировым судьей Сахаровым специально для сдачи в наем, не такой уж и большой - практически весь из дерева. Позади небольшой, размером с дачный сарай, флигель для слуг и гараж - "каретная". А сад - всего 2 га.
"ПЕТР Ильич был достаточно скромен в быту, - говорит Галина Белонович, директор Дома-музея П. И. Чайковского. - В усадьбе он ценил главным образом аллеи и тишину. Для потомков же здание и обстановка не имеют цены: здесь все подлинное, вплоть до шпингалетов на окнах. Нам не нужно было восстанавливать атмосферу того времени, подыскивать вещи и предметы эпохи, достаточно было лишь все сохранить. А это иногда бывает совсем непросто".
Дому почти 130 лет. За это время он ремонтировался всего два раза, в последний раз капитальные работы производились в начале 80-х. Здание окрасили, восстановили обстановку нескольких комнат и... "не заметили" главной проблемы - постройка буквально стоит на грунтовых водах. Еще Чайковский жаловался родственникам: "В доме сыро, я живу на втором этаже, и мне хорошо, а вот слуге с семейством - плохо!". За 100 лет грунтовые воды еще больше "подмочили" старое строение: доски и балки первого этажа прогнили до опилок, потолок когда-то узорчатого крыльца сейчас подпирает металлическая опора. Видишь это - и вспоминается Бунин с его "темными аллеями" и разрушенными дворянскими усадьбами. "Сейчас рассматривается несколько проектов реконструкции здания, - продолжает Галина Белонович. - Самое простое - "перестроить", но тогда мы потеряем памятник. В 60-е годы, казалось, был найден выход: реставраторы залили подвал дома бетоном. Он забрал часть влаги и некоторое время ее удерживал. Но прошло почти 50 лет. Сейчас в подвале такая сырость, что стены покрываются плесенью".
Другая проблема более прозаична: на ремонт и достойное содержание дома нет денег. Каждый год музею выделяется 3 млн. руб. Этой суммы едва ли хватит на содержание аллеи, которая также требует реставрации и ухода. Столетние деревья только на первый взгляд кажутся могучими, на самом деле они, как и люди, болеют и засыхают. А еще ведь есть здание фондохранилища, которое строится уже более 10 лет. Пока же из-за отсутствия средств более 190 тыс. вещей и документов композитора скрыты от глаз посетителей и хранятся в подсобке.
В целом же территория музея выглядит ухоженной: ограда покрашена, газоны убраны и подстрижены, на клумбах - цветы. Во многом это заслуга и самих сотрудников музея: 70 человек с высшим образованием получают зарплату 3 тыс. руб. и пытаются собственными силами спасти бесценный памятник культуры. Месяц назад в музее случился пожар, сотрудники оказались на месте мгновенно. Помогали выносить и спасать экспонаты. К счастью, огонь удалось быстро остановить. Обгорели только окно и совсем чуть-чуть - стена. От воды пострадали 20 книг из библиотеки брата композитора Модеста Ильича. Сейчас всю обстановку крыла, где случился пожар, вынесли от греха подальше. А сам Дом-музей закрыли. Но говорят, что скоро его снова откроют для посетителей: губернатор Громов выделил-таки 28 млн. руб. - специально на реконструкцию дома. Жаль, что для этого нужно было дождаться пожара...