В КОНЦЕ января на улицы города за три дня выпала трехмесячная норма снега. Через две с половиной недели на город обрушился новый снегопад. И в связи с тем, что в "свободные" от осадков дни вычистить улицы не успели, город опять встал. Почему же уборка так сильно затягивается? Чего не хватает городу: техники, людей, денег или снегоплавильных пунктов?
КТО УБИРАЕТ. Снег с улиц Москвы "сгребают" столичные ГУПы. Их в Москве 114, примерно по десятку на каждый округ. Кому именно доверить уборку, решают префектуры, которые ежегодно перед началом сезона проводят конкурс. Но претенденту могут и отказать. Например, если в прошлом году предприятие с задачей не справилось, шансы на победу минимальные. Приемная комиссия смотрит не только на ценовую политику предприятия, но и на опыт специалистов и объем автопарка.
За каждым ГУПом закрепляются определенные улицы. И если снег идет "по запланированному графику", то предприятия легко справляются со своей работой. Но стоит снегопаду разбушеваться не на шутку (а это, как правило, бывает каждый год, и, что самое интересное, о его приближении сообщается за несколько дней), то работа ведется по другой схеме. Основная масса техники в срочном порядке покидает свое привычное рабочее место и бросается на расчистку главных трасс города. Первостепенное значение в таких случаях уделяется, понятно, дорогам федерального значения (например, Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе). Иначе как же будут ездить члены правительства и депутаты с дачи на работу и обратно? А все остальные улицы вынуждены покорно ждать своей очереди по несколько недель. И не дай бог снегопад вновь обрушится на столицу! Тогда наступает экстренный случай и на помощь городским службам приходят частные строительные компании со своей техникой, а также военные. Тогда "скребущий и сгребающий" автопарк увеличивается вдвое, до 14 тыс. единиц, а "человеческий фактор" - до 100 тыс. чел. Создаются временные площадки для хранения снега, который вывозится в последнюю очередь. Иначе захлебнутся снегоплавилки.
В канализацию спустили уже более 11 млн. м3 снега.
КУДА ВЕЗУТ. С городским снегом наконец-то научились бороться цивилизованными методами, и в реки Москву и Яузу снег больше не сбрасывают. Сегодня на территории города и ближайшего Подмосковья его топят на снегоплавильных пунктах. Всего их 39 штук (в следующем откроют еще 12). Нынешней зимой, отчитались чиновники, в канализацию спустили уже более 11 млн. м3 снега. (Интересно, как это точно можно измерить?) Но пунктов явно не хватает. В критические снежные дни самосвалы выстраиваются в длинные очереди перед воротами снеготаялок. Дело в том, что сюда снег везут не только ГУПы, нанятые городом. Частники, которые убираются, например, в коттеджных поселках, тоже приезжают сбрасывать снег на снегоплавильные пункты. И если их задача - лишь очистить определенную территорию от снега, то ГУПы, убирающиеся на столичных трассах, по идее должны быть заинтересованы в количестве привезенного снега и скорости работы (здесь как нельзя кстати подходит поговорка "время - деньги"). Согласитесь - логично: чем больше кубометров привез, тем больше заработал. Однако на самом деле это не так.
КАК РАСПЛАЧИВАЮТСЯ. Деньги на уборку снега поступают из городского бюджета в префектуры. (Деньги, надо сказать, немалые. Так, если в прошлом году на эти цели выделили 6 млрд. руб., то в этом - уже 7,6 млрд. руб.) Как нам рассказали в одном из окружных управлений жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, префектуры рассчитываются в конце месяца по факту выполненной работы и только за м2. Например, ГУП убрал только 80% территории, за столько и получит. (Интересно, куда идет остальная сумма за невыполненную работу?) Что касается водителей самосвалов, тракторов и другой уборочной техники, то они получают деньги за смену. Например, водитель Игорь А., который приехал в Москву в декабре с Украины, работает в ЦАО. "Меня никто никогда не спрашивал, сколько именно снега я отвез на пункт. Я получаю деньги не за это. Мне платят по 500 руб. только за смену, которая длится либо с 9 утра до 6 вечера, либо с 9 вечера до 6 утра. И даже если мы не успеваем полностью убрать территорию, то причина этому - очереди на снегоплавильном пункте. Свои деньги я получу в любом случае". Кстати, данный сектор "снегоуборочного" рынка занят приезжими. Зимой на своих "КамАЗах" в Москву приезжают водители из ближайших областей, чтобы подзаработать, и они заинтересованы только в том, чтобы отработать определенное количество часов. Сколько снега им навалят в кузов - их мало волнует.
До дворов очередь вообще не дойдет.
СТРАННО получается. Из схемы видно, что стремление убрать как можно больше снега с улиц никак не стимулируется. Ведь ГУПы получают деньги за очищенные м2, а не вывезенные м3. И, несмотря на то что на улицы выводится гигантское количество людей и техники, быстро освободить город "под нуль" невозможно. Не хватает снегоплавилок даже при том, что все они работают в круглосуточном режиме. Неужели трудно построить их в нужном количестве? Ведь это не небоскреб и не аквапарк, содержание этих асфальтовых площадок со сливом в канализацию вряд ли сильно ударит по бюджету города. Работают такие пункты всего 3-4 месяца в году. А может быть, поэтому их и не торопятся строить: работа копеечная, много не заработаешь.
И еще, как вы заметили, в этой схеме полностью (!) отсутствуют дворы. Они отданы на откуп дворникам, которые не со всяким снегопадом в состоянии справиться. Приходится горожанам самостоятельно бороться со стихией. Например, жильцы одного дома наняли "КамАЗ", погрузили в него снег и отправили водителя на снегоплавильный пункт. Водитель за 300 руб. скинул там "белую ношу" без всякого разрешения. И, кстати, куда делась малогабаритная техника для уборки дворов, которую нам пару лет назад с гордостью демонстрировали? Видимо, не доехала. Лучше уж вбухивать миллионы на расчистку федеральных трасс, там хозяева жизни ездят. А дворы пусть тонут, туда сильные мира сего не заглядывают...