Каждый родитель знает: попасть в школу с углубленным изучением иностранного языка, с музыкальным или творческим уклоном могут только избранные.
ПРИ записи в первый класс больше всего нарушений случилось в образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов. Без протекции не попасть, например, в "английские" школы N N 1239 и 1411. Любая углубляющая "приписочка" или "приставочка" к названию почему-то дает администрации право нарушать законы общения с будущими учениками и родителями. "Хотите перевести к нам в школу своего ребенка? - спросили у нашей читательницы Веры Н. в общеобразовательной школе N 1071 с гимназическими классами. - Приходите на собеседование. Только без ребенка". О чем директору говорить с мамой? О ее материальных возможностях? По информации одного из родителей, поступление в эту школу может стоить до 30 тыс. руб.
Сегодня множество первоклашек оказались в подвешенном состоянии. Они подали документы в разные "углубленные" школы. Там им сказали: "Ждите!" Все бумаги отправляют в окружные управления образования, где примут решение, кого записывать, а кого - нет. Но ждать придется одну-две недели. И пока бумаги первоклашек покрываются плесенью в "углубленных" школах, теряется драгоценное время на поиск другого образовательного учреждения. Ведь большинству ребят все равно откажут. К тому времени может не оказаться мест в школе поблизости от дома, и малышу придется ездить за знаниями в другой район.
Но и счастье учиться в "углубленке" очень сомнительно. Власть в этих учреждениях целиком принадлежит касте учителей "углубленного" предмета. Они могут отменять занятия (например, физкультуру или ОБЖ) в пользу своих предметов, заставлять детей заниматься дополнительно - за деньги. А если платить нечем - вынудить ребенка уйти. Особенно много таких случаев в языковых школах. При приеме действует имущественный ценз: у родителей сразу спрашивают, готовы ли они платить. Если нет, всегда есть законный способ отказать "маленькому абитуриенту": у вас логопедические проблемы. "У нас принято считать, что научить ребенка английскому, французскому, немецкому языкам, если он не выговаривает какой-то звук, невозможно, - комментирует Любовь Кезина, руководитель Департамента образования Москвы. - Давайте задумаемся: в самой Англии и картавые, и шепелявые ребята говорят по-английски! Мы не должны отказывать детям в праве учить язык, когда они сами этого хотят".
Ситуация абсурдная: сегодня в Европе иностранные языки преподают в каждой школе без исключения. Это неотъемлемая часть классического образования. Иностранный язык нужен не только для того, чтобы говорить на нем в другой стране, но и для расширения познавательных способностей. У нас же до сих пор школы подразделяются на крутые "иностранные" и убогие "обычные"...