Примерное время чтения: 5 минут
150

Предчувствие катастрофы?

Что рисуют сегодня молодые художники? Что может их вдохновить в окружающей жизни?

ЗАСЛУЖЕННЫЙ художник России Иван ЛУБЕННИКОВ преподает в мастерской монументальной живописи Московского художественного института им. Сурикова. И сейчас вместе со своими выпускниками трудится над оформлением вестибюля второго выхода станции метро "Маяковская".

- Иван Леонидович, перед вами прошло несколько поколений молодых. Чем отличаются сегодняшние?

- Психология у них другая - выросли в свободном государстве. И жизнь у них другая, а соответственно, и сопротивляются другой материи. Если мы и предшествующие нам поколения художников испытывали давление идеологии, то наши дети испытывают давление дурного вкуса, экономической неустроенности и вседозволенности, которую почему-то принято называть свободой. Сегодня всем так хочется быстро прославиться, найти выгодного заказчика. Каждый вертится как может, и мало кто думает, что сиюминутный успех у деньги имущей публики не самое хорошее подспорье в творческом развитии художника.

- На кого равняются ваши студенты?

- Обычно на учителей, хотя, казалось бы, должны равняться на великих мастеров прошлого и настоящего, но для этого необходимо все знать. Художник не должен терять ощущения того, что за его плечами история человечества, история мирового искусства. И если вести отсчет от Джотто, Караваджо, Матисса, Андрея Рублева, установивших высокую планку, очевидно, что сегодня она практически "на полу". Искусство перестало быть популярным. Без живописи сегодня можно прожить. И хотя художнику никто не мешает самовыражаться, совершенно непонятно, для кого он все это делает.

- Как сегодня с талантами?

- У меня в группе из 40 человек всерьез работают обычно десять, остальные сачкуют. По моему убеждению, до 70% студентов факультетов живописи могли бы заниматься чем-то другим. Искусство обширно в своих возможностях, и очень важно сделать правильный выбор. Если пытаться обучить на живописном факультете человека, которому это занятие несвойственно, это обернется горем для всех. Такие примеры вижу постоянно, с этим сложно бороться, потому что у людей есть твердое убеждение насчет собственной цели.

- А какие темы вдохновляют молодых?

- Тема неспособна вдохновить человека, это все-таки формула. А вдохновение черпает свою энергию в каких-то человеческих проявлениях, в любви. Что касается молодых, к сожалению, они часто не знают, что их вдохновляет и вдохновляет ли вообще, потому что для этого нужно носить в себе мир, который способен это сделать. А мир этот должен еще сложиться и стать неотделимой частью человека. Андрей Рублев жил во времена, когда татары каждую неделю совершали набеги на русские города, уничтожали людей, а художник создавал высокодуховные, христианские произведения. Это была альтернатива происходящему, своего рода оппозиционность: кругом резня, а ты думаешь о Боге. Творчество всегда существует отдельно от сиюминутной жизни, но теснейшим образом связано с ней. И все события - войны, дефолты, катастрофы - так или иначе сказываются на искусстве, но только как внешние факторы... Радует, что сегодня приходит много верующих ребят, христианская мораль всегда позитивно воздействует на человека.

- У вас больше юношей или девушек?

- Увы, девушек больше. С ребятами легче, можно быть довольно строгим, а девчонки чуть что начинают плакать.

- Различаются ли российская и европейская художественные школы?

- Еще как. У нас в академической школе будущие художники учатся мыслить художественными образами и занимаются бесконечными штудиями, воссоздавая эти образы на бумаге, на холсте, в пластическом материале. В Европе таких учебных заведений мало. Там обучают актуальному искусству, и сразу студенты начинают сооружать какие-то инсталляции, компьютерные в том числе. Так что нам понять друг друга бывает очень сложно. И хотя мне многое симпатично в европейской школе, правильной считаю нашу систему художественного образования. Только она способна дать художнику средства выражения собственных идей, тот материал, который находится у него в голове, то нечто, из которого появляется произведение искусства.

- Судя по тому, что вы рассказали, на Западе молодым легче пробиться на выставки?

- Ассоциации художников, устраивая выставки, конечно, приглашают молодых. А вообще на Западе за умеренную плату вы можете сами выставить себя в салонах, которые имеют разную направленность. На "салонах" галеристы и отлавливают тех, кто перспективен. Наша практика - выставки молодых художников в Московском и Российском союзах художников. Или в Центре современного искусства, где выпускников стараются привлечь к работе в области актуального искусства. Я не имею ничего против инсталляций или мозаичных панно, признаю все виды живописной продукции. Единственное, что четко ощущаю, - отличительной чертой многих работ настоящих художников является предчувствие катастрофы. Все, что происходит с нашей культурой, носит, увы, трагический оттенок.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно