Каждое утро в столицу из Подмосковья на работу или учебу приезжают 2 млн. чел. Ученые называют их "маятники". От слова "маяться"?
СКОЛЬКО точно "маятников" в Ногинске, сказать трудно: подобной статистики никто не ведет. Однако нехитрые подсчеты показывают, что на четырех утренних электричках в столицу уезжает не менее 10 тыс. чел. (!) ежедневно. Час пик - электричка в 6.45 утра. Люди со всех концов города стекаются на перрон. Но ажиотажа у касс нет. "Билет покупать - дорого, - поясняет мой спутник - предприниматель, работающий в столице, Андрей Д. - До Москвы и обратно - почти 120 руб. Билеты покупают либо льготники, либо очень честные люди. Тем более что конкретно в этой электричке контролеры не ходят никогда. После третьей остановки в вагонах яблоку негде будет упасть. Где уж контролерам пройти? На других электричках, семи- и восьмичасовой, контролеры ходят, но сунешь 20 или 30 руб. - и едешь дальше, даже квитанцию можешь получить, чтобы через турникет на Курском вокзале пройти".
Состав подходит к платформе. Мы с Андреем садимся в первый вагон. После терактов в Москве многие стараются попасть только сюда. Говорят, первый и последний вагоны не взрывают. К тому же первый вагон редко бывает неотапливаемый. Зимой - это самое главное. А вообще весь состав четко разделен: второй, третий и четвертый вагоны - традиционно студенческие; первый, пятый и шестой - для предпринимателей и служащих; все остальные, как правило, вагоны рабочие. Конечно, это не значит, что, скажем, в третьем вагоне едут только одни студенты, но их там большинство.
В вагоне повсюду стоят люди, хотя многие места свободны. На самом деле они заняты. Через пару-тройку станций придут друзья этих пассажиров и сядут. Это места для тех, кто живет чуть ближе к Москве, в Электростали или во Фрязеве. Борьба за места нешуточная. Иногда дело до драк доходит. А некоторые делают на этом деньги: занимают тебе место за несколько десятков рублей. Занятое место - гарант более или менее комфортной поездки. В противном случае приходится ехать стоя. Полтора часа. С каждой остановкой в вагон набивается непомерное количество народу, тебя сжимает со всех сторон так, что невозможно сделать хотя бы малейшее движение. Люди стоят в тамбуре, в проходах, между сиденьями. Ехать неудобно. Но со временем привыкаешь и уже перестаешь обращать на это внимание. Туалет в составе только один - в кабине машиниста, но и им, как правило, нельзя пользоваться. Поэтому в качестве уборной используется проход между вагонами.
Рассасываться "маятники" начинают только в Москве. Большинство сходит на платформе Новогиреево. Здесь нет турникетов, и метро недалеко. "Электричка - треть жизни, - философски замечает на прощание Андрей. - Другая треть - сон, а остальное - работа, семья, дети и какой-никакой отдых". А завтра все начнется сначала...
НАША СПРАВКА. По официальным данным, московские железнодорожники ежегодно недополучают от пригородных перевозок до 8 млрд. руб. Поэтому тарифы постоянно повышаются. Но это не дает никакого результата.